Философия и принципы стоицизма (основные идеи)

Философия и принципы стоицизма (основные идеи)

Одной из разновидностей практической философии, которая широко распространилась в эллинизме, стал стоицизм. Он обрёл не меньшую популярность, чем учение Эпикура. Это учение существовало ещё около 5 веков после своего основания.

Начало стоицизма

Начало стоицизму положил Зенон Китийский, который родился на острове Крит приблизительно в 333 г. и умер в 262 г. до н.э. Он прибыл в Афины в молодом возрасте (около 20 лет). Так как он не имел права оборудовать своё помещение (поскольку не был гражданином Афин), он начал читать лекции в Портике. Портик по-гречески назывался «стоя». И отсюда пошёл сам термин «стоицизм». Приверженцев этого учения называли стоиками.

Стоицизм, в отличие от других учений, известен тем, что в рамках этой школы всегда приветствовалась критика любых догм. Если Эпикур был чуть ли не божественным и его догматику никто не смел опровергать, то в стоицизме правила постоянно менялись. Поэтому эта школа постоянно эволюционировала и удерживалась «на плаву», несмотря на многочисленные социальные и политические помехи.

Периоды стоицизма

Существование стоицизма делят на 3 периода:

  1. Начальный. Главными представителями являются Зенон, Клеанф и Хрисипп (4-3 вв. до н.э.).
  2. Период средней стои. Известен именами Понэция и Посидония (2-1 вв. до н.э.).
  3. Римский стоицизм. (1-е вв. н.э.). В основном все стоические источники дошли к нам со времён римского стоицизма. Это уже первые века нашей эры.

От первого и второго периода осталось очень мало фрагментов сочинений стоиков. Тем не менее, их учение можно восстановить вполне целостно.

Деление философии

Стоики также придерживались классического академического деления философии на:

  • физику;
  • логику;
  • этику.

Но они очень красиво обрисовывали такую ситуацию их взаимодействия. Философия в их трактовке представляла собой цветущий сад. В этом цветущем саду была ограда. Такой оградой они считали логику, которая способна охранять философию от нападок других учений и защищать плоды этого сада от воровства. В саду растут деревья. Деревья – это физика. Физика – это сама структура бытия. На деревьях растут прекрасные плоды, которые являются целью всей философии – это этика.

Логика стоиков

Логика стоиков в первую очередь заключала в себе гносеологические аспекты – теорию познания. Как и у эпикурейцев, с учением которых был тщательно знаком Зенон, у стоиков познание исходит от ощущений, которые объективны и способны отражать реальность. Ощущения порождают более общие представления.

Каталепсис

Однако, несмотря на то, что ощущения даются нам независимо от нашего желания, мы можем быть согласными разумом с этими ощущениями или несогласными. В согласии Логоса и ощущений рождается живой образ. Такое согласие стоики называют «каталепсисом».

Такие живые образы являются гарантами истины. В таком активном сцеплении души с внешними впечатлениями стоики видят соответствие реально присутствующего объекта той очевидности, которая предстаёт перед нами.

Это был очень спорный момент. Он особенно критиковался скептиками.

Понятие истины

Таким образом, истина в стоицизме – это ответ души на материальное воздействие. Но и сама истина материальна. Это тоже очень важный аспект, потому что стоицизм – глубоко материалистичная философия.

Истина материальна и конкретна. Общие понятия обладают материей в меньшей степени. Они уже вырабатываются в нашем разуме на основе общих представлений. Эта меньшая степень материальности делает их несколько ущербными. В них меньше бытия. Потому что бытие – это и есть телесность.

Таким образом, общие представления и универсалии существуют только в мыслительной активности, но не сами по себе.

Физика стоиков

Во всей философии стоиков можно проследить последовательный материализм. В соответствии с ним бытием они признают только то, что способно действовать и претерпевать (или страдать). Таким образом, бытием обладают только тела.

Материализм

И добродетели, и пороки, и сама истина являются телами для стоиков. В целом, бытие предстаёт состоящим из пассивной материи и активности формы, которая находится внутри материи (и без материи не действует).

Всю эту реальность (сугубо материальную) проницает божественное. Бог также материален. По описанию он очень напоминает огонь Гераклита. Бог – это теплота, которая распространяется по всей материи мира.

Таким образом мы находим впервые в философии чётко сформулированные заветы пантеизма: Бог находится во всём.

Разумные семена

Также стоики говорят о разумных семенах, из которых появились все вещи. Изначально разумные семена находятся в Логосе, но полностью реализуются в материи. Так как всё разумно и весь мир проникнут божеством, они считают, что всё создано с лучшей целью и весь мир имеет смысл. Также имеют смысл и отдельные части этого целого мира.

В связи с этим для них очень важен феномен провидения. Перед нами уже не случайный мир Эпикура, в котором эти отклонения постоянные преодолевают судьбу. У стоиков, напротив, судьба выступает важнейшим законом. Судьба – это и есть Логос. Все причины естественно связаны между собой. И всё зависит только от Логоса.

Таким образом, подлинная свобода в поведении человека представляет собой знание своей судьбы и жизнь в согласии с ней.

Космология

Интерес представляет и космология стоиков, по которой мир остаётся живым и действующим при наличии божественного огня. Но затем этот мир распадается и уничтожается огнём. Однако после такого божественного пожара он снова восстанавливается как Феникс из пепла. При этом этот новый мир повторяет предыдущий полностью.

Здесь мы видим идею вечного возвращения, потому что новый мир – это тот же старый мир вплоть до мельчайших и ярчайших деталей.

Души людей стоики считают частью Логоса. Душа состоит из 8 частей, которая отвечает:

  • 5 органам чувств;
  • разуму;
  • управлению;
  • способности к рождению.

Этика стоицизма

Этика – это самый интересный раздел стоического учения. Цель этики – достижение счастья. Однако счастье здесь понимается не как наслаждение, а как следование природе. В связи с этим, важнейшей задачей стоика является примирение со своей судьбой и с тем, что ты унаследовал от природы (которая называется Ойкэюсис).

Все живые существа следуют природе. Растения делают это бессознательно, животные – повинуясь своему инстинкту, а человек – с использованием разума. Возможно, что из-за разума человеку это делать сложнее (так как он часто мешкает).

Благо и зло

Благо и зло у стоиков – это понятия, заключённые в Логосе. Так, благо – это всё то, что способствует развитию и росту бытия. Зло, наоборот, – это всё то, что противоречит бытию и его развитию. Однако, и благо, и зло – это всё то, что заключено в Логосе.

Реальные же вещи, которые окружают нас, морально индифферентны. И вот эта индифферентность окружающих нас вещей – важнейший пункт для понимания стоического поведения. Так как добро и зло не приходят к человеку с вещами. Они не заключены в вещах. Вещи абсолютно безразличны к такому. Только сам человек своим поведением может впускать добро и зло в эти вещи (и, соответственно, в свою жизнь).

Таким образом, мудрец, который следует своей природе, будет счастлив при любых обстоятельствах. Сообразно этому, невежда будет всегда оставаться несчастным и рабом. Однако стоики выделяют ценности.

Ценности

Ценности – это то, что способствует жизни (то есть согласуется с благом, способствует росту бытия). Это здоровье, силы и выносливость. Они всё ещё не благие, но нейтрально почитаемые, индифферентно почитаемые вещи. Индифферентно они лучше, чем болезнь, порок и т.д. – нейтрально отвергаемые вещи.

Котэко

Ещё одно важнейшее понятие в этике стоиков – «котэко» (или долг). Долг – это действие человека в согласии со своей природой. Чтобы полностью познать законы действий со своей природой, необходимо быть философом. Но понятие долга ясно для любого гражданина и, сообразуясь ему, каждый гражданин будет поступать правильно.

Равенство

Таким образом, все люди равны. Равенство, по которому мы можем судить о космополитизме стоиков, также является очень важным концептом. Они утверждали, что по природе человек с добротой относится к себе и к другим людям, потому что это служит росту и развитию бытия. Поэтому не существует рабов по природе, но рабы – это те, кто невежественен и самой природы просто в упор не видит.

Страсти

Ещё важным аспектом для этичной моральной жизни является недопущение страстей, которые беспокоят душу (апатия). Таким образом, стоик всегда стремится к мужеству и бесстрашию. Но, помимо этого, и к бесстрастности. В такой бесстрастности он не знает ни жалости, ни порой милосердия, потому что всё это развращает душу по его мнению.

Судьба философского стоицизма

Позднее при Панеции Посейдоне во второй период развития стоицизма все эти концепты несколько видоизменяются, потому что уже включаются такие эклектические элементы в философию под воздействием Платона и Аристотеля. Но в Риме суровая красота стоической философии распространяется очень широко и служит важной опорой в новом уже римском сознании.

Предыдущая запись
Миф «О пещере» Платона: суть мифа и варианты его трактовки. Последователи Платона в Академии
Добавить комментарий
Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *