Особенности индийской культуры
Культурология,  Философия

Отличительные черты и особенности индийской культуры. Индийская культура кратко

Культура Индии представляет собой сложный комплекс, развивающийся на протяжении длительного времени, характеризующийся полисубстратностью. Особенности индийской культуры связаны также с поликонфессиональностью и толерантностью.

Существенный вклад в становление этой культуры внесли различные расы и этносы, включая:

  • древнее дравидское население;
  • племена индоариев, переселившихся на Индостан во 2-м тысячелетии до н.э.;
  • бенгальцев;
  • тамилов и др.

В Индии сформировались крупные религиозные учения и традиции (буддизм, индуизм, джайнизм, сикхизм), значительные философские школы – даршаны (6 канонических направлений индийской философии).

Весьма значительную роль играет индийская культура в современном мире, внося свой вклад в развитие мировой культуры. Буддизм является мировой религией, а индуизм является главной религией в Индии.

Практика йоги и медитации получила широчайшее распространение по всему миру. Традиционные виды и жанры индийского искусства (поэзия, эпическая литература, музыка, скульптура, танец) популярны во многих странах Азии, Европы и Америки.

Особенности индийской культуры

К основополагающим чертам культуры Индии можно отнести:

  • Толерантность, терпимость, плюралистичность, открытость, готовность взаимодействовать с другими культурами и ценностями. Важнейший принцип индийской культуры – «ахимса» («ахинса») провозглашает непричинение физического, ментального или эмоционального вреда, мягкость и ненасилие основным законом поведения и человеческих отношений. При всей жёсткости сословной структуры традиционного индийского общества человек в Индии вправе выбрать учение или религию, присоединиться к любой точке зрения;
  • Психологизм, внимание к психологическим измерениям человеческой жизни. Психологизм, свойственный индийской культуре, выразился в широком распространении практики сознательного изменения психических состояний, использовании разнообразных психотехник, традициях йоги (буквально «ярмо», «обуздание»), направленной на полное подчинение психофизических функций своего организма посредством различных упражнений и форм медитации;
  • Антропологизм, высокая оценка человека как единственного существа, наделённого уникальной способностью к саморазвитию, достижению высших духовных состояний, превосходящего другие классы живых существ, включая богов и воинственных демонов (асуров);
  • Аисторизм, отсутствие интереса к историческим аспектам жизни. В традиционной индийской культуре не создавались летописи, хроники;
  • Мироотрицающая установка, оценка видимого мира как неистинного, иллюзорного, поражённого злом и несовершенством. Она преобладает в основных учениях Индий, в которых в качестве цели перед человеком ставится задача освобождения от земного мира, достижения нирваны (в буддизме) или слияния с божеством, космическим разумом (в брахманизме, индуизме).

В индийском обществе были созданы влиятельные религиозные и философские учения, ставшие одной из визитных карточек индийской культуры. Наиболее значительными стали индуизм и буддизм.

Философия индуизма. Индуизм и индийская культура

Термином «индуизм» обозначаются разнообразные верования, религиозные традиции и ритуальные практики, сложившиеся в процессе становления и развития индийской цивилизации. Индуизм повлиял на социальную организацию индийского общества, развился в национальную религиозно-философскую и теологическую систему.

В число последователей индуизма входит около 80 процентов населения Индии, часть жителей Южной и Юго-Восточной Азии, Непала, Пакистана, Бангладеш, Шри-Ланки, Индонезии и других стран. К концу XX столетия индуизм в разнообразных формах распространился в Европе и Америке, претендуя на роль мировой религии.

Индуизм представляет собой конгломерат разнообразных идей, течений, направлений, не имеет единой организационной основы наподобие христианской церкви. Храмы являются автономными образованиями. Жрецы, учителя, наставники (гуру) никогда не были организационно связаны.

Главным для индуиста остаётся следование древним традициям, заповедям предков и соблюдение ритуально-поведенческих норм, которые запечатлены в священных текстах.

Жизнь индуса складывается из четырёх основных ступеней (ашрамов):

  • религиозного ученичества;
  • домохозяина;
  • лесного отшельника;
  • бездомного странника, посещающего святые места и живущего милостыней.

Центральными божествами индуистского пантеона являются Шива и Вишну. Популярными иконографическими образами являются:

  • танцующий Шива, Натараджа, царь танцев, разрушающий и созидающий миры;
  • йог, пребывающий в состоянии медитации;
  • отшельник в ветхой одежде и др.

Вишну является божеством общеиндийского масштаба, приходящими земной мир в 10 канонических аватарах (воплощениях), включая пастушка Кришну, героя Раму, Будду, животные воплощения.

Богиня Дэви, супруга Шивы предстаёт как в благожелательном, так и в устрашающем облике, связана с представлением о творческой энергии бога (шакти).

Одним из центральных понятий индуизма является бхакти – преданность богу, особый духовно-мистический путь. Движение «любви к богу» пронизывало индийскую средневековую культуру. Это было широкое демократическое движение, утверждающее равенство людей и выражающее отрицательное отношение к брахманскому ритуалу. Большое место в богослужении стали занимать музыка и танец, возросло значение храмов и храмовых изображений.

Основные понятия индийской философии и культуры

Веды (сер. II тыс. до н. э.) – устные сборники текстов, предназначенные для культового употребления брахманами (жрецами).

Первостепенное значение Вед – в обряде жертвоприношения («Жертва – сердцевина мира»). Характер жертвоприношения мог быть:

  • прагматическим («даю, чтобы ты дал»);
  • технологическим («бог – это колесо, которое певец умеет вертеть»);
  • магическим («молитва властвует над богами», «жертвоприносящий преследует Индру как добычу»).

Со временем жертвоприношение начинает трактоваться как внутренний акт, приносимый углубленным созерцанием.

В конце II тыс. до н. э. к Ведам добавились истолковывающие тексты (Упанишады).

Основное содержание Упанишад:

  • идея единства Брахмана и Атмана;
  • учение о карме, сансаре и мокше;
  • представление о дхарме.

Главная идея: «Брахман – это Атман, Атман – это Брахман».

Древнеиндийские тексты повествуют о всемогущем, бесконечном, вечном, непостижимом, самодовлеющем божестве. Весь индийский пантеон богов во главе и Индрой – лишь его проявления.

Атман — мировая душа. «Мировая душа» (Атман) идентична индивидуальной человеческой душе (атману).

Конечной целью индивидуального атмана является слияние с душой мира.

Карма – глобальный закон причин и следствий, закон воздаяния, влияния поступка на последующее существование. Она определяет последующее перерождение – сансару, круговорот рождения и смерти, цепь зависимых перерождений. Карма определяет с неотвратимостью судьбу.

Подлинная цель человеческой жизни (мокша) – освобождение от перерождений путём преодоления незнания (овидьи), уничтожения причин, которые препятствуют освобождению атмана, слияние с Брахманом.

Дхарма – космический порядок вещей, являющийся проявлением Брахмана, которым руководит Вселенский моральный принцип.

В узком смысле, дхарма – это совокупность религиозных и общественных обязанностей человека. Исполнение дхармы содействует умножению хорошей кармы, поддерживает гармонию в Универсуме в целом.

Для того, чтобы господствовала гармония, люди делятся на 4 варны:

  • брахманы – учителя и священники;
  • кшатрии – воины и правители;
  • вайшьи – земледельцы, торговцы и предприниматели;
  • шудры – слуги и работники;
  • вне кастовой системы – неприкасаемые.

В культуре Индии наблюдается феномен «жреческой эстетики», эстетические теории древнего устного происхождения при записи их на санскрите подверглись идеологической обработке кастой брахманов.

Особенности, отличающие индуизм от аврамических религий:

  • созерцательность, противостоящая активной позиции приверженцев теистических религий («Царство Божие силой берётся»),
  • выраженный аскетизм, соединенный с различными телесными практиками (йога, тантризм, техники дыхания) как способом избавится от феноменальной множественности мира (майя). Аскет – «тот, кто способен колебать троны богов».
  • тождество божественного и человеческого, абсолютного и относительного. Брахман = атман, tat twam asi (To есть ты).
  • связь с кастовым строем.

Индийское искусство: отличительные особенности

Искусство Индии нельзя назвать полностью религиозным или светским, в нём присутствует и то и другое как в форме, так и в содержании. Считается, что искусство должно способствовать движению человека на его пути к духовной цели (мокше).

Кроме того, для произведений искусства характерна анонимность, крайняя скудость сведений о живописцах и скульпторах, их творчестве. Лучше обстоит дело с индийской драматургией.

К отличительным особенностям индийского искусства (как в древности, так и в наши дни) относятся следующие характеристики:

  • событиям исторического характера (эпос «Махабхарата»), брахманы стремились придать символический характер в духе индуизма, как это было сделано с «Бхагавадгитой»;
  • высшей целью искусства считалось изображение божества;
  • каноничность;
  • эстетические принципы и традиции подробно изложены в шастрах («Натья-шастра», «Шильпа-шастры»);
  • 8 эмоций считаются постоянными: всего их 33;
  • художественное произведение должно обладать способностью возбуждать расу – быть раса вант;
  • зритель должен уметь её понимать, чувствовать – быть расасвадана, возбуждать в себе соответствующую расу, воспринимать искусство эстетически вдохновенно.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *