Видеозапись 15-й встречи по «сравнительному богословию» в храме преп. Серафима Саровского (Минск). Тема – “Протестантизм кратко”. Преподаватель – Михайлов Виталий Дмитриевич.
На этой встрече мы начали говорить о третьей ветви христианства – протестантизме, и рассмотрели следующие вопросы:
- причины Реформации (желание восстановить античное христианство, борьба с догматическими заблуждениями Католической Церкви, борьба с политической властью (широкими полномочиями) папы римского и др.);
- реформаторы до Лютера (Джон Уиклиф, Ян Гус и представители гуманизма как “предшественники” Мартина Лютера);
- события начала Реформации (личность Мартина Лютера, борьба против продажи индульгенций, знаменитые 95 тезисов и др.);
- особенности лютеранского вероучения (понимание греха, искупления, спасения, принципы “только вера” и “только Писание”, всеобщее священство и др.);
- источники учения лютерантства («Аугсбургское исповедание», «Шмалькальденские члены», «Формула согласия» и др.);
- что происходило с Лютером после опубликования 95 тезисов;
- краткий обзор других течений протестантизма (кальвинизма, англиканства, цвинглианства, анабаптизма, баптизма, пятидесятников и других деноминаций);
- положительные стороны в богословии первых реформаторов (концентрация на личности Иисуса Христа и др.).
Также мы рассмотрели протестантизм кратко в контексте общих отличительных черт в богословии большинства протестантских деноминаций:
- принцип “только писание” (Sola Scriptura);
- принцип “только вера” (Sola Fide);
- оправдание и спасение – через веру, а не через добрые дела;
- нет признания реальности преложения на Евхаристии хлеба и вина в Тело и Кровь Христа;
- отсутствие учения о 7 таинствах;
- запрет на молитвы Богородице и святым, т.к. молиться надо лишь Богу без посредников;
- нет почитания мощей святых;
- иконоборцы;
- учение о невидимой Церкви;
- разрешение всем толковать Писание (но нормативное толкование – у отцов Реформации);
- нет молитв об умерших, т.к. Бог выносит решение о судьбе усопшего сразу после смерти;
- разные принципы нравственности (по сравнению с Католичеством и Православием);
- протестантская Библия отличается от православной по составу;
- нет учения об апостольском преемстве иерархии, нет церковной иерархии (в большинстве деноминаций), есть женское священство (в некоторых);
- нет монашества;
- учение о предопределении;
- авторитет лишь первых четырёх Вселенских Соборов;
- отличия в богослужениях.