loader image
Летающие устройства

Небесные летающие устройства аэростат, дирижабль, цеппелин и небесные фонарики: игрушки, транспорт и оружие

Все с детства знают самые простые игрушки, которые по какой-то причине могут летать. Сначала нам кажется, что их поднимает неизвестная магическая сила. В определённом возрасте мы понимаем, что здесь задействовано не волшебство, а физические процессы и свойства газов. И, видимо, после этого кто-то смотрит на обычные воздушные шарики с ещё большим восторгом. А знаете ли вы, как человечество использовало эти свойства? Интересно взглянуть на самые необычные летающие устройства, которые поднимались в небо.

Небесные фонарики

Впервые лампы в бумажной ёмкости на бамбуковом каркасе упоминаются в письменных источниках III века до нашей эры. Первоначально они применялись не ради развлечения, а в военном деле. Китайские командующие с их помощью ночью передавали сигналы на большие расстояния. А в жизнеописании генерала Чжугэ Ляна даже приводится случай, когда враги настолько испугались света в небе, что решили, что это генералу помогает какая-то божественная сила.

После небесные фонарики стали применяться в религиозных целях, чтобы очистить души тех, кто их запускает. А теперь каждый может приобрести такой фонарик и украсить им праздник.

Аэростат (или просто воздушный шар)

Людей по-прежнему интересовало, могут ли такие летающие устройства поднять в воздух груз или человека. Решительно шагали в эту сторону братья Жозеф и Этьен Монгольфье. О китайских разработках они не знали и свой шар проектировали самостоятельно. Результат первых попыток в 1782 году из-за несовершенной конструкции поднялся лишь на 30 метров. Но разработчики не остановились, и в следующем году их шары поднимались почти на километр. А экспериментальный шар с пассажирами, французами Де Розьером и Де Арландом, пролетел целых десять километров. И успешно сел. Это был первый случай в мире, когда человек летал на такое расстояние.

А ещё через год аэростаты стали модными и запускались чуть ли не по всей Европе. Конструкция развивалась, начали применяться клапаны, рули, регулируемые мешки и балласт, чтобы сделать полёт управляемым.

Дирижабль

Людям всё больше хотелось влиять на то, куда они, собственно, летят. И в 1852 году является дирижабль Анри Жиффара. От воздушного шара он отличается аэродинамической формой, тремя винтами (или, иначе, пропеллерами) и паровым двигателем, который их и вертел. Спроектирован этот аппарат был математиком Жаном Мёнье ещё во времена появления первых французских аэростатов, но к тому времени технологии для осуществления этого проекта не было.

На дирижабль можно было летать гораздо быстрее и, отчасти, туда, куда надо, а не куда сносил ветер. Самый большой из дирижаблей имел 52 метра в длину. Их манёвренность продемонстрировал француз Альберта Сантос-Дюмон, который в 1901 году на своём дирижабле смог показательно облететь Эйфелеву башню.

Цеппелин

Но дирижабли имели свои недостатки: были не очень подвижные (по сравнению с самолётами), слишком велики, что требовало специальных ангаров для хранения. И, главная проблема, – ненадёжны. Тонкую оболочку было легко повредить, что в небе вело к катастрофам. И следующий шаг в развитии воздухоплавания сделали немцы. Дирижабли с твёрдой оболочкой начал проектировать Фердинанд Цеппелин в 1899 году.

Что интересно, первый цеппелин, длиной в невероятные 128 метров, строился в цехе, который плавал по Боденским озере. Это позволило облегчить запуск весомого аппарата. Ну и аварийная посадка на воду удалось более лёгкой. Дальнейшее развитие цеппелинов позволило перевозить по воздуху многотонные грузы и успешно применять аппараты в боевых кампаниях 1-й мировой войны.

Вот так развитие воздушных шаров на протяжении 2500 лет сделало полный круг, и к ним снова вернулись жители деревни. Но в тяжёлых Цеппелинах обязательно нужно было использовать пожаробезопасные газы вроде водорода. И, как считают историки, именно трагический пожар на пассажирском Гинденбург, в котором погибло 35 человек, закончил эпоху массового применения аэростатов.

Летающие устройства: особенности терминологии

Чтобы избежать путаницы в понятиях, нужно уточнить: каждый цеппелин – дирижабль и каждый дирижабль – аэростат. И всё это, вместе с китайскими фонариками, – воздушные шары на разных этапах развития. И, хотя сейчас вы часто можете их встретить, аэростаты используют: для развлечения, в военном деле, метеорологии и других атмосферных исследованиях. А в 1985 году советские автоматические зонды сбросили два аэростата в атмосферу Венеры. Когда в следующий раз увидите воздушный шарик, подумайте, какой он прошёл путь.

Предыдущая запись
Телевизоры в зеркале: новое и современное дизайнерское решение, скрывающее телевизор
Добавить комментарий
Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *