Своей вершины античная философия достигает в неоплатонизме. Неоплатонизм в философии – это своеобразный синтез всех философских достижений, основанных на философии Платона, но с элементами пифагореизма и аристотелизма. На основе неоплатонизма можно выделить ряд школ поздней эллинистической эпохи уже во времена христианства.
Неоплатонизм – школы философии
Аммоний Саккас
Первая школа – это школа Аммония Саккаса. Аммоний был учителем Плотина. Основана она приблизительно в 200 г. в Александрии. Конечно, Плотин был самым известным учеником этой школы, но также её выпускниками были Геренний, Ориген язычник, судя по всему – Ориген христианин и известный поэт Лонгин.
Плотин
Продолжал традицию Аммония Плотин, который основал свою школу в 244 году в Риме. К школе этой также принадлежало немало учеников, из которых более всего нам известны Амелий и Порфирий.
Ямвлих
В 300 году Ямвлих открывает свою достаточно мистическую школу на востоке. Ямвлих был уроженцем Сирии. Его учениками были Запатер и Диксипп. Также учеником Ямвлиха был Эдессий.
Эдессий
Следуя примеру своего учителя, Эдессий в 325 году открывает школу в Пергаме (тоже восточном городе). К этой школе, в частности принадлежал император Юлиан Отступник, который умер в 363 году. Без его поддержки школа быстро была закрыта христианами.
Плутарх
Ещё одна школа находилась в Афинах в 4-5 вв. Открыта она была Плутархом. В ней мы видим самые последние достижения неоплатонической философии. К этой школе относится Прокл, Домнин и Исидор. Закрыта эта школа была в 529 г.
Вторая Александрийская школа
Последнее направление, которое можно выделить, это вторая Александрийская школа, которая существовала в Александрии приблизительно с 4 или 5 в. Аж до 7 в. Она находилась на Востоке и её в меньшей степени коснулось христианское богословие.
Неоплатонизм в философии – особенности философских школ
Во всех этих школах преобладал либо мистический, либо философский компонент. Можно сказать, что в неоплатонизм всегда входила определённая мистическая практика теургии, пути к достижению экстаза, к слиянию с божественными единым. Но, например, у Плотина и Аммония Саккаса мистика полностью подчинена философии, метафизике, тогда как в школах Ямвлиха и Плутарха всё в точности наоборот происходит (философия здесь скорее инструмент для эффективных достижений мистических практик). У Эдессия мы видим полное преобладание мистики, а философия почти уходит за горизонты такого мировоззрения пергамских философов.
Во второй Александрийской школе всё же преобладает, конечно, философская ориентация. Но здесь она даже связана не столько с мистикой, сколько с научными достижениями, с политикой и т.п. Сам неоплатонизм, здесь вообще несколько упрощён. Ко второй Александрийской школе относится Гипатия, Сенека, Гиерокл и Гермий.
Философия Прокла
Одним из последних великих неоплатоников был Прокл. Он жил с 412 по 485 гг. Он много комментировал Платона, как и все представители позднего неоплатонизма. Его самый известный труд называется «Первоосновой теологии», в которой Прокл выказывает себя всё же более самостоятельным мыслителем, чем просто комментатор.
В частности, он несколько углубляет неоплатонизм, выделяя в нём три фазы циркуляции вещей. Эти три фазы являются естественным законом реальности (можно сказать её ритмом):
- первая фаза – это «мане», т.е. направленность на сохранение себя;
- вторая фаза – «пробос» или исхождение;
- третья – «пестрафе» или возвращение.
В первую очередь, фазы эти соответствуют системе Плотина. В них выражается взаимодействие всех трёх ипостасей единого. Но у Прокла эта реальность, закон и ритм выносится на более универсальный уровень. Согласно этим трём стадиям действует теперь любая вещь, принадлежащая как метафизической, так и физической материальной реальности.
Кроме того, Прокл не раз оговаривается, что следование это чисто логическое, то есть темпоральность не учитывается. Здесь мы же мы видим отсылку к Плотину. Кроме того, Прокл утверждает также о троичности реальности, согласно такому взгляду на реальность, что всё состоит из сочетаний трёх начал:
- конечного – «пэрос»;
- беспредельного – Апейрон;
- и их смеси.
В разных пропорциях любая вещь (слово «вещь» здесь имеется в широком смысле слова) состоит из таких трёх начал.
Неоплатонизм в философии – конец античной философии
Неоплатонизм ознаменовал конец философии в античном мире. У этого события есть конкретная дата – 529 год. В 529 году император Юстиниан запрещает язычникам занимать публичные здания и таким образом они более не имеют права преподавать в том числе философию. Он издаёт указ, запрещающий это, который начинается словами:
«Мы воспрещаем преподавания доктрин тех, кто заражён сумасбродными идеями нечестивых язычников».
Санкции, которые будут предъявлены по отношению к таким нечестивым людям, – это лишение собственности и ссылка. Так что последующее развитие языческой философии становится в греко-римском (а теперь уже в византийском мире) очень сложным. Но это конец только античной философии. Сама же философия как свобода мысли и стремление к мудрости остаётся и в последующие века.