В 313 году для христианских теологов начинается совершенно новая полоса, т.к. император Константин принимает Миланский эдикт. Согласно этому указу санкционируются многие свободы для последователей христианского вероисповедания. Теперь христиан за распространение своего учения не наказывают, а в отдельных случаях даже поощряют. Это время становится «золотым веком» патристики, т.к. учителя выходят из тени и начинают широко дискутировать на законных основаниях. Благодаря этому был оформлен главный свод положений христианского вероучения – Никейский символ веры.
Никейский Собор
В 4-м и начале 5-го века происходит утверждение христианской догматики и закрепляется оно на Соборах – церковных собраниях.
- первым из этих Соборов был Никейский в 325 г.;
- в 431 году за ним последовал Эфесский Собор;
- в 451 г. – Халкидонский Собор.
На Никейском Соборе присутствовали теологи, точки зрения которых часто бывали спорными. Но они отшлифовывались на заседаниях и утверждались в догматике.
Христианская патристика
Вот некоторые наиболее значимые имена для развития патристики.
- Евсевий Кесарийский, который продолжал катехистическую линию Оригена. Написал «Историю Церкви». Он известен тем, что сближал образы Платона и Моисея. Жил Евсевий с 260 по 340 гг.
- Арий. Он был родом из Ливии. Известен тем, что оспаривал триипостасную природу Троицы и утверждал, что Сын Божий был сотворён из ничего. Его позиция вызвала много дискуссий на Никейском соборе. Он жил с 256 по 336 гг.
- С Арием на Соборе спорил Афанасий (295-373 гг.), провозглашавший консубстанциональность Сына и Отца. Это мнение действительно победило и закрепилось в Символе веры.
- Там также присутствовали и ученики этих теологов, которые выступали на следующих Соборах: Немесий из Эфесса и Эсинесий из Кирен. Их уже увлекала антропологическая проблематика, а Эсинесия часто называют последним платоником.
Никейский символ веры
На Никейском Соборе был принят Символ веры, который стал с тех пор обязательным для всех христиан. Звучит он, конечно, по-разному в католической и православной конфессии. Но действует он до сих пор. Никейский символ веры объединил в себе основные догматы христианства.
Каждое слово в Символе веры очень взвешенно и в нём заключено решение очень долгих споров.
Из текста Символа веры можно вынести главные положения:
- единая природа (консубстанциональность);
- творение мира из ничего;
- воплощение Сына посредством Духа и др.
На первый взгляд может показаться, что не стоит так углубляться в религиозный догмат. Но в этом и заключается сущность патристики – это главная магистральная форма христианской философии. Она стала причиной основных споров и в ней выкристаллизовывалось философское мышление. Всё это было связано с проблематикой вероучения, заключённой в Символе веры.