loader image
Софистика в философии

Софистика в философии – поворот к человеку

Софистика – производная того же древнегреческого корня, что и у слова «философия», а именно «sofia» (то есть мудрость). Софист изначально означает «мудрый», или «эксперт знания». Софистика в философии и софистические школы появились в пятом веке до н.э. и ознаменовали революцию в античном философствовании. В первую очередь это связано с тем, что именно благодаря софистам центр философии перенёсся в Афины – процветающий город, который полюбили многие из учителей-софистов.

Но софистика отличается от других философских школ тем, что у неё нет определённого конкретного учения. Скорее всех представителей софистики объединяет определённое мировоззрение и определённый метод.

Софистика в философии – основы мировоззрения

Что легло в основу этого мировоззрения и почему софистику можно назвать революционной «наукой»?

  • В первую очередь, натурфилософия изжила себя и уже находилась в кризисном состоянии.
  • Во-вторых, в крупные города стало приходить очень много торговцев из других областей. Это были не иммигранты. Но к 5 веку до н.э. начался более мобильный обмен культурами, наплыв носителей разных культур.
  • В-третьих, был политический фактор в том, что власть аристократии тоже находилась в кризисном состоянии. Аристократия постепенно сменяется демократической системой правления, а такая система нуждается в новых ценностях и в новом обосновании добродетели. До этого добродетели благородства принадлежала только избранным и от рождения. Теперь же мы появился некий релятивизм. То есть ты сам уже можешь добиться власти и, следовательно, добродетелей ты добиваешься самостоятельно.

Минусы софистики

В литературе посвящённой Древней Греции долгое время отношение к софистам было несколько презрительным. Это традиция начинается от Сократа. Сократу же подражали и другие критики – исследователи Античности вплоть до 20 века. Только недавно софистика в философии была пересмотрена, переоценена, и можно выделить определённые позитивные её черты. В основном, на негативный образ софистов повлияло не первое поколение философов, а уже последующие поколения и некоторые их представители.

Что нового и хорошего принесла философская софистика?

В первую очередь, софисты провозгласили ценность воспитания, так как добродетель благородства – это уже не что-то врождённое, а то, что можно приобрести. Они видят главную добродетель человека в его знаниях и мудрости. Они утверждают, что мудрость и знания нужно и важно воспитывать во всех людях для процветания как самого этого индивида, так и всего государства.

Можно сказать, что такая традиция воспитания легла в основу всей системы образования, которая развивалась в западной Европе и сегодня есть во всём мире.

Во-вторых, такая элитарная культура философствования и размышлений (которой до этого обладали только некоторые учёные, иногда даже какие-то странные личности, выступающие объектами насмешек) стала более доступной и демократичной для масс.

В принципе, она стала открытой многим, но за некоторую плату. Софисты брали деньги за свои занятия. Они путешествовали по всей Греции. Часто у них не было какого-то определённого места, на котором они оседали. Они просто путешествовали в поисках учеников и предлагали обучить своим навыкам, умениям.

Всё это принесло некую мобильность в развитии философии – благодаря таким путешествующим мыслителям. Города легче связывались друг с другом, традиции обменивались и обогащали друг друга.

В основном, на негативный образ софистов повлияло не первое поколение, а уже последующее.

Этапы софистики

Рассмотрим несколько поколений софистических школ подробнее. Первое поколение – это софисты-учителя. Хотя все были учителями, мы назовём их, чтобы охарактеризовать.

Именно к ним относится Протагор. Он – автор самого известного софистического положения, которое звучит так:

«Человек есть меры всех вещей в том, что они существуют и в том, что они не существуют».

В творчестве Протагора мы находим отрицание абсолютного критерия. Т.е. он учит предавать вес любой точке зрения. Нет ничего абсолютного, раз и навсегда решённого, а всё зависит только от конкретного человека в данный конкретный момент.

Ещё одним очень талантливым софистом был Горгий. Он выступал против элеатов. Если Протагор первым заговорил о полном релятивизме, относительности всех мнений, то Горгия можно условно назвать нигилистом. Он считает, что в отличие от бытия существует как раз только небытие. Поэтому все вещи также относительные – это какие-то приходящие явления и слово об этих вещах наделено абсолютной властью, так как слово можно сказать более реально, чем вещи.

Ещё один яркий софист первого поколения – это Продик. Он занимался синонимикой, так как он последовал примеру Горгия и утверждал абсолютность слов. Но он ввёл некоторый ряд двойственных терминов, которые позднее были названы «софизмами» и анализировал он их исходя из такого положения.

Второе поколение – это эристы. Эристы – это софисты-спорщики. Они учили правильному искусству спора, искусству риторики (которое, кстати, ввёл Горгий) и управлению словами. Они утверждали, что благодаря их выучке ученик сможет в итоге переспорить любого в суде и в разнообразных политических распрях.

Эристы уже не очень-то этичны, потому что они, скорее, превозносят формальную сторону любых вопросов, а содержанием, в том числе моральным, они не слишком были увлечены. Им было важнее получить плату за, как они воспитали ораторов.

И третье поколение – это политики. В своей несколько аморальной направленности политики схожи с эристами. Но, в отличие от них, они больше разбираются в политических тонкостях, хотя и не без умения риторического.

Предыдущая запись
Аврелий Августин: мир и творение. Учение Августина Блаженного о творении
Добавить комментарий
Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *