Проблема происхождения многого из единого в связи с проблемой становления известна ещё с Античности. У Платона она решается с помощью Демиурга – бога-творца, который, однако, стоит ниже мира идей. У Августина же Бог всемогущ, это уже христианский Бог. Поэтому учение Августина Блаженного о творении основывается на креационизме, то есть творении мира из ничего. Такой способ сотворения доступен только Богу.
Учение Августина Блаженного о творении
По Августину есть несколько способов сотворения:
- сотворение как креация (из ничего);
- сотворение как продуцирование (складывание из каких-то уже существующих предметов);
- генерация (доступная человеку, это творение себя и деторождение).
Вместе с миром Бог создаёт время. До создания мира существует только вечность. Августин находится под большим влиянием платонических идей. И в целом действительно мир создаётся в согласии с идеями. Однако идеи не являются каким-то ещё одним миром сверх материального, но существуют как мысль Бога и как глагол Божий. Таким образом идеи уже помещены в Божественной Логос.
Августин: мир и творение из разумных семян
Интересной и совершенно новой является идея разумных семян, введённая Августином. Мир был сотворён одновременно в этом акте креационистском. Нужно теперь объяснить как-то эволюцию вещей. Августин смотрит на это так. Детальность всех возможных вещей была актуализирована не сразу в мире. Но в некоторые вещи были заложены разумные семена. Это семена возможностей, которые трансформируют эти вещи. И таким образом мир постоянно изменяется и развивается.
Кто такой человек?
Человек является рациональным животным и вершиной творения – вершиной в творении чувственного мира, потому что душа его – есть образ троичного Бога. Душа бессмертна. Особых доказательств бессмертия человеческой души Августин не прилагает. В целом, скорее всего, бессмертие объясняется тем, что в душе находится истина, которая сама по себе бессмертна.
Концепция времени Августина
В связи с творением возникает ещё один очень интересный вопрос: что делал Бог до того, как создать небо и землю? В связи с этим вопросом, Августин приходит к анализу категорий времени. Этот анализ до сих пор вызывает восторг у исследователей, ему посвящается много исследовательских работ.
Августин говорит, что время является творением Бога. Оно сотворено вместе с миром, и этот факт обессмысливает сам этот вопрос. Бог ничего не мог делать, потому что он просто находился в вечности, в вечно настоящем моменте:
«Ты предшествуешь любому прошлому, ибо в вечности своей Ты всегда в настоящем, превосходя любое будущее, ибо будущее, однажды пришед, становится прошлым: в то время как Ты всегда один и тот же».
Такое обращение к Богу позволяет себе Августин. Время делится на прошлое настоящее и будущее. Прошлое – это то, что уже прошло, чего уже нет. Будущее – это то, чего пока что нет, пока ещё нет. В случае, если бы настоящее было всегда, мы бы жили в вечности.
Учение Августина Блаженного о творении как соотношении времени с движением души человека
Таким образом, мы видим, что с физическим чувственным миром время мало соотносится. Оно скорее находит свой коррелят в духовном измерении человека, в его душе. В душе, как внимательно подмечает Августин, существуют:
- настоящее прошлого (память);
- настоящее будущего (ожидание);
- и настоящее настоящего (интуиция).
Хоть время и тесно связано с движением, оно совпадает не с ним, а с движением души. Оно больше связано именно с памятью, интуицией и ожиданием, которые происходят в душе:
«Настоящее лишено протяжённости, ведь его бег – лишь мгновение. Не так уж длительно и ожидание, ведь то, что должно быть настоящим, ускоряет и приближает пока отсутствующее. Не так длительно и будущее, которого нет, как его ожидание».
Такими словами Августина можно пояснить его взгляд на темпоральность.