loader image
Метафизика Платона

Метафизика Платона

Метафизика Платона является основным звеном его философии и фоном всех остальных его теоретических построений. Кроме того, она проходит «красной нитью» через всю философию и после Платона, так как метафизика – это то пространство, которое открыл он сам. Но метафизика была названа «метафизикой» несколько позже.

Открытие Платона заключается в том, что до него в философии не существовало сверхчувственного пространства. В натуралистической философии мы видим поиск начальных причин. Но все они физические и механические.

Здесь же философ задаётся вопросом, не являются ли эти причины всего лишь «сопричинами» чего-то высшего:

  • того, чего нельзя увидеть в опыте;
  • чего нельзя познать чувственно;
  • но можно познать умом?

Так Платон (подобно морякам) называет:

  • методы поиска истины натурфилософии – первой навигацией;
  • свою науку – второй навигацией.

Вообще, образность очень характерна для этого философа.

Вторая навигация Платона

Вторая навигация состоит в отстранении от чувств к рациональному познанию причин: последних конечных причин всего сущего. В данном контексте Платон приводит несколько примеров.

Пример 1. Мы можем сказать, что какая-то вещь является красивой. Почему она красивая? Если искать причину этой красоты механистически, то вещь красивая благодаря жёлтому цвету, потому что она сделана из фарфора и т.п. Но так никогда не достичь полного объяснения.

А если предположить, что существует некая единая объективная идея красоты (отвечающая за форму, чистоту, пропорции этой вещи), то тогда мы можем обосновать эту красоту.

Пример 2. Человека посадили в тюрьму. Почему его посадили в тюрьму? Почему он сейчас находится в тюрьме? Если искать физические и механические причины, то объяснение такое… Человек находится в тюрьме, потому что он состоит из костей и мышц, стоит на двух ногах. Поэтому человек смог зайти в тюрьму и оказаться там.

Но правда в том, что человек находится в тюрьме из-за своих политических убеждений (или т.п.).

Таким образом, Платон предлагает уже поиск рациональных причин, которые находятся во внечувственном мире. Философ выделяет два плана бытия:

  • мир феноменов, явлений, которые доступны нашим чувствам;
  • мир надфеноменальный (метафизический, то что сверх физических явлений).

В метафизическом мире находятся идеи, по образу которых уже формируются феномены, доступные нашим чувствам.

Эйдосы Платона

Что же такое эти идеи? Платон называет эти сущности «эйдосами». «Эйдос» в переводе с древнегреческого означает не столько идею, сколько «форму» или «вид».

Эйдос – это:

  • то, о чём думает мысль и то, благодаря чему она думает (т.е. идея накрепко связана с мыслью и с мышлением);
  • сущность вещей, доступная физически (сущность ещё и в той степени, что делает каждую вещь, тем, чем она должна быть);
  • превосходная степень бытия, которая имеет больше бытия, чем обыкновенная вещь, созданная по её подобию.

Конечно же, идея обладает свойством абсолютности, так как существует в себе и для себя. Она неизменно и подчинена только себе.

Гиперурания Платона

В диалоге «Федр» Платон упоминает местность под называнием «гиперурания». Это ещё один поэтический образ. Он помогает нам яснее и живее понять теорию идей Платона.

Гиперурания – это:

  • реальность, которая лишена цвета и фигуры, неосязаема (это и есть подлинный объект истинной науки);
  • наднебесная местность, которая выше всех небес и богов;
  • не совсем место, потому что гиперурания не обладает пространственностью, идеи не расположены в пространстве (этот мир сугубо умопостегаем).

Но для построения такого царства идей философу необходимо в первую очередь преодолеть коллизии, которые были непреодолимыми в предшествующей философии фюзиса. Это коллизии:

  • изменения и неподвижности;
  • единства и множества;
  • возможности существования небытия.

Эти коллизии были представлены Гераклитом и Парменидом и затем раскрыты Платоном в диалоге «Парменид».

Идея блага Платона

Платон таким образом выстраивает иерархию идей, во главе которой зиждется идея «единого блага». Это высшее благо, которое (подобно бытию Парменида):

  • едино;
  • неподвижно;
  • божественно.

Характеристик Платон даёт для «блага» мало, потому что это не то, о чём возможно говорить.

Можно также сказать, что единое – это принцип бытия, так как всё, что существует, ограничено и определённо. Это принцип истинности, так как всё, что определённо, доступно познанию и истинно. Это принцип ценности, потому что это порядок, а в порядке есть ценность.

Диада

После блага, как бы чуть ниже, расположена диада. Диада – это уже множественность, это первое разделение. Диада всегда неограниченная. Она даёт начало всякому множеству.

Из взаимодействия единого (оформленного и законченного блага) и вот этой потенциальной бесконечности во множестве диады рождается тотальность всех идей. Из этой тотальности идей потом рождаются вещи. Здесь наблюдаются принципы ограничения безграничного, который присутствовал в философии Анаксагора.

Диада была в принципе уже разработана пифагорейцами и в философии Парменида («единое благо»). Но в такой иерархической трактовке Платон очень красиво избегает всех опорий, которые связаны с этими понятиями.

Далее в этой иерархии расположены этические и эстетические идеи.

Высоко Платон ценит также идеальные числа, так как все идеи как-либо совмещены с числами. Но если есть такой божественный замкнутый в себе и абсолютный идеальный мир, то каким образом возник чувственный космос?

Метафизика Платона: бог-демиург

За возникновение чувственного Космоса в философии Платона отвечает Бог-демиург, творец мира. Но Бог-демиург скорее не сотворил этот Космос с нуля, а упорядочил бесформенную материю, которую Платон называет «Хора» (по образу этого идеального мира).

Этот Бог живой, понимающий, любящий и бесконечный добрый. Поэтому он позаботился о том, чтобы мир был максимально хорошим и приближённым к миру идеальному. Он старается, чтобы творение его рук было бы прекраснейшим по натуре его и благим настолько, насколько это возможно.

Бог-демиург не смог сделать этот мир вечным, потому что он уступает идеальному, но максимально его рационализировал.

Также в мире есть время. А мир идей атемпорален. Время Платон называет «движущимся подобием вечности». По его учению, время началось вместе с миром.

Таким образом эта пассивная, обездвиженная, хаотичная материя была упорядочена демиургом. Но демиург – это далеко не христианский Бог. Демиург – это скорее просто сочувствующее существо, которое способно наблюдать мир идей. Само по себе оно принадлежит всё же чувственному миру.

Метафизика Платона и её роль в становлении христианской теологии

В мире же идей божественно всё. И на основе его мы можем видеть политеизм Платона. Вся теория идей Платона дала мощнейший толчок для оснований теологии, которая будет разрабатываться. В принципе, Платона очень высоко ценили христианские мыслители. Но всё же этот философ был политеистом и при этом большим поклонником мифов.

Предыдущая запись
Гностицизм в философии
Следующая запись
Метафизика Аристотеля
Добавить комментарий
Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *