loader image
Спиноза философия

Барух (Бенедикт) Спиноза – философия, труды и творческий путь

Барух (Бенедикт) Спиноза философия которого произвела бум среди его современников, родился в 1632 году в Амстердаме, куда его семья переехала из Португалии, спасаясь от инквизиции. Это были достаточно зажиточные люди, но спасались они от инквизиции по причине своей веры.

Спиноза родился в семье иудеев. Образование с ранних лет у него было соответствующие. Он учил древнееврейский, также занимался толкованием Талмуда и Библии.

Затем он продолжил обучение в более светской школе и изучил латынь. Латинский язык повлиял на его круг интересов. В частности, он его расширил благодаря классической римской литературе, работам философов Возрождения и таким его современникам как Декарт, Бэкон и Гоббс.

В совсем молодом возрасте благодаря своим познаниям, своей эрудиции и интеллекту, Спиноза уже занял достаточно почётное место в своей общине. Ему даже прочили назначение раввином, но он от этого отказался. Вместе с этим отказом начались разногласия с общиной, которые всё нарастали. Однажды на него даже напал фанатик-иудей.

Затем в 1656 году Спиноза был отлучён от общины.

Жизнь Спинозы после отлучения от общины

От него отвернулась даже семья, потому что тогда уже начали чётко формироваться его взгляды. По многим пунктам эти взгляды не совпадали с еврейской верой.

В Амстердаме к нему продолжают относиться более чем прохладно. Поэтому вскоре после отлучения (и даже проклятий, которые звучали в его адрес) он бежит сначала за город, живёт неподалеку от Амстердама, затем в город Лейден. С 1670 года Спиноза селится в предместье Гааги.

Живёт он очень скромно и спокойно, зарабатывает шлифовкой оптических стёкол. На жизнь этих средств ему хватает. Тратит деньги он в основном только на книги. При этом постоянно пишет.

В 1673 году ему предлагают университетскую кафедру в Гейдельберге, однако он отказывается. Свой отказ философ аргументировал тем, что это может лишить его свободы как мыслителя.

Но Спинозе оставалась прожить ещё совсем недолго. В 1677 году он умирает от туберкулёза всего в 44-летнем возрасте.

Труды Спинозы

При жизни он опубликовал только две своих работы:

  • «Основы философии Декарта»;
  • «Богословско-политический трактат» (причём второй был опубликован анонимно).

Несмотря на практически отшельнический образ жизни и только на 2 опубликованных работы, Спинозу всё-таки высоко ценили некоторые из его друзей в Гааге (интеллектуалов того времени). Работы после его смерти, частично опубликованные, произвели настоящий бум.

Писать Спиноза начал приблизительно в 1670-м году. В это время пишется его работа «Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье», в котором уже прослеживается этическая направленность мысли Спинозы и «Трактат о совершенствовании разума».

Однако самой знаменитой, самой интересной и красивой его работой является «Этика», которую он писал до самой смерти и опубликована она была в том же году, но уже посмертно.

Спиноза философия и философский синтез

Спиноза слыл большим эрудитом. Именно это помогло ему создать новый философский синтез. В этом философском синтезе мыслитель соединил воззрения:

  • философов поздней Античности;
  • философов Возрождения;
  • представителей еврейской схоластики (которых он тщательно изучал в связи со своей изначальной верой);
  • и современников (среди них особенно его интересовали Гоббс и Декарт).

Всю жизнь Спиноза продолжал размышлять о пути философа. Высшей целью этого пути он считал видение вещей с точки зрения вечности.

Пожалуй, именно следуя, такому принципу и удерживая его в голове, мы могли бы многое объяснить, многое представило бы по-новому в его биографии.

В связи с этим мы должны освободиться от страстей и стремиться к покою, в котором мы сможем как можно больше понять и уяснить.

В трактате «О совершенствовании разума» Спиноза размышляет о сугубо этическом аспекте истины. Истинно для него – это не то что объективно и должно быть познано (то есть не в первую очередь это), а это то, что поможет человеку стать счастливым и предаст смысл существованию человека, то, что способно совершенствовать существование.

Все вещи только воспринимаются нами как благо или зло. Однако сами по себе они нейтральны этически, они не хорошие и не плохи. И тогда мы должны задаться вопросом: «можно ли найти подлинное благо, которое будет благом само по себе»?

Подлинное благо

К чему обычно стремятся люди и что они видят благом?

  • это может быть наслаждением (только стремление к нему в общем-то помогает в какой-то нашей творческой деятельности), однако всё-таки поиск наслаждения отупляет человека;
  • богатством, но богатство только распаляет человека для поиска нового богатства – это бессмысленное накопительство (либо стремление к богатству не реализуется и только повергает человека в тоску);
  • поиском почести, которое Спиноза презирает более всего, так как в поиске почести мы теряем себя, угождая другим.

То есть все эти стандартные блага, которые мы будто бы считаем лучшим в современной жизни, можно променять на поиск неясного истинного блага. Нужно рискнуть, даже если этого истинного блага не существует.

Так как проблема страстей происходит от любви к вещам, которые могут погубить нас, следует испытывать любовь к чему-то вечному и нескончаемому и искать такой любви. Именно такой поиск и такая любовь наполняют душу чистой радостью и освобождает от печали.

Спиноза ищет такого блага. Он считает, что нужно реализовывать программу человеческого развития, в котором было бы задействовано максимальное число людей, ищущих этого блага. И реализация этого блага – в государстве, в морали и далее в таких отраслях как медицина и техника.

Спиноза философия и этические постулаты

Конечно, это долгий напряжённый поиск. Но для начала мы должны просто следовать нескольким постулатам, которые впоследствии ему будут способствовать. Эти постулаты Спиноза разрабатывают для себя и таких же ищущих людей:

  • в первую очередь необходимо говорить и выражать свои мысли в соответствии с восприятием простого народа и приспосабливаться к такому достаточно простому слогу и простому мышлению, не изощряться;
  • ограничиваться удовольствиями, чтобы они служили только для поддержания здоровья;
  • добиваться материальных ценностей в той мере, в которой это необходимо для жизни, для покоя и в котором это не противоречит нашим более высоким целям.

Согласно этим постулатам, Спиноза и провёл свою жизнь.

Предыдущая запись
Жизнь и философия Фейербаха
Следующая запись
Сочинения, творчество и жизнь Канта
Добавить комментарий
Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *