loader image
Ипатий Потей

Ипатий Потей: биография, социально-богословские взгляды и письменное наследие

Ипатий Потей (1541-1613 гг.) был уникальной фигурой эпохи Возрождения и барокко. Он был государственным и церковным деятелем Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, писателем, историком, философом и теологом.

Биография Ипатия Потея

Ипатий Потей (светское имя – Адам Львович Тышкович) родился в Брестской области в 1541 г. в дворянской семье. Начальное образование он получил в Несвижской протестантской школе. Затем мать отправила его в Краковский университет, где молодой человек поступил на факультет гуманитарных наук.

По возвращении на родину Адам служил до 1572 г. при дворе Сигизмунда II Августа. В 33-летнем возрасте он оставил кальвинистскую веру и вернулся в православие.

В 1580 г. Адам Львович занимал пост брестского судьи. В 1589 г. он получил должность брестского каштеляна. Одновременно с этим получил и место в Сенате – верхней палате Вольного сейма.

Примерно в 1590 г. он, будучи авторитетным правительственным чиновником, инициировал создание Брестского братства, школы и больницы. После смерти жены Адам оставил светскую жизнь и постригся в монахи, приняв духовное имя Ипатий.

Весной 1593 г. он получил духовное рукоположение и предложение монарха занять пост епископа Владимиро-Брестского. Будучи епископом, а с 1600 г. также униатским митрополитом, Ипатий Потей осуществил проект объединения Православной церкви Великого княжества Литовского и Католической церкви.

Письменное наследие

Ипатий Потей оставил очень богатое, жанрово-разнообразное письменное наследие. Оно является бесценным историко-художественным явлением, высоким достижением белорусской книжной культуры.

Он является автором знаменитых и уникальных художественных произведений: «Справедливое описание акта и дела Синода и защита идеального согласия и соучастия, имевших место на Брестском Синоде в 1596 году» (Вильнюс, 1597) и «Отношения» (Вильнюс, 1609).

Также он написал корпус уникальных философских и публицистических текстов, главными из которых являются:

  • «Уния, или изложение основных связей греков с Римской церковью» (Вильнюс, 1595);
  • «Ответ на письмо безымянного клирика Острога» (Вильнюс, 1598);
  • «Ответ на письмо Александрийского Патриарха Мелетия» (1600);
  • «Антиризис, или извинение перед Христофом Филалетом» (Вильнюс, 1600);
  • «Защита VIII Флорентийского Собора» (Вильнюс , 1604);
  • «Права и привилегии, предоставленные королями Польши» (Вильнюс, 1605; перепечатано в Вильнюсе, 1632);
  • «Гармония веры, таинств и обрядов Святой Восточной церкви с Римской церковью» (Вильнюс, 1608);
  • «Ереси, невежество и политика священников и бюргеров Виленского братства» (Вильнюс, 1608).

Очень значительное эпистологографическое наследие Ипатия Потея заключено в следующих текстах:

  • «Письмо к Кристофу Радзивиллу, Вильнюсскому воеводе» (24 февраля 1594 г.);
  • «Письмо Михаилу Рогозе» (11 февраля 1595 г.);
  • «Князь Константин Острожский» (16 июня 1595 г.);
  • «Письмо князю Константину Острожскому» (25 марта 1595 г.);
  • «Письмо князю Константину Острожскому» (3 июня 1598 г.);
  • «Послание к Слуцкому духовенству» (29 мая 1600 г.);
  • «Письмо Иоанну Парфьяновичу» (24 сентября 1599 г.);
  • «Письмо к православным» (Краков, 1610 г.).

Ипатий Потей – автор сборника торжественных проповедей (74 проповеди и проповеди). Особое место в творческом наследии писателя занимает поучительное «Благословенное послание» (29 июня 1594 г.).

Ипатий Потей

Полемика

В борьбе со своими идеологическими оппонентами униатский митрополит предпочитал перо и письменное слово. Он считал, что правое дело может быть осуществлено только честно.

Ипатий Потей читал много проповедей. Как правило, он говорил на старобелорусском языке, причём, по словам современников, говорил безупречно.

Просвещение

Также он много сил отдавал образованию и просвещению. Он помог брестской школе и основал коллегию при Свято-Троицком монастыре в Вильнюсе. Ежегодно митрополит выделял значительные суммы из собственных средств на эту школу.

Межконфессиональный мир

Ипатий Потей заботился исключительно о конфессиональном взаимопонимании, мире и согласии. Также он заботился о молодёжи и стремился к социальной гармони. Ради высоких целей он трудился самоотверженно, не стремясь к богатству и собственному комфорту. На рубеже веков мыслитель писал:

«Я просил и жаждал мира на благо веры и единства, несмотря на личные потери».

Творческий метод

Творческий метод Ипатия Потея характеризуется синкретическим сочетанием древних, западно-романских и греко-византийских художественно-эстетических традиций, с глубоким упором на традиционную белорусскую культуру. В первую очередь он опирался на разговорный язык с его лексико-фразеологическим богатством и особой морфологией.

Отношения светской и духовной власти

В журналистике Ипатия возникает острейшая для своего времени проблема взаимоотношений светской и духовной власти. Писатель открыто и резко выступил против намерений светских лордов и магнатов нераздельно править священниками. Диктовка духовенства недопустима, считал Ипатий Потей, потому что это оскорбление Церкви, невыполнение христианского учения, издевательство над заповедями Христа. Подобная диктовка является основанием и началом полного упадка христианства.

Суть его доктрины состоит в том, что духовные вопросы полностью зависят от воли священников, решаются исключительно духовенством. Миряне при этом следуют воле священнослужителей без колебаний:

«Ибо пастырь лучше знает, что для овцы полезнее».

В период кризиса Православной церкви Великого княжества Литовского Ипатий Потей был, пожалуй, первым в истории отечественной публицистической литературы, кто сформулировал идею равенства гражданских и политических прав для лиц светского и духовного статуса. Он потребовал, чтобы священникам восточного обряда был наконец открыт законный путь в Совет Великого княжества Литовского.

Межконфессиональный диалог между православными и католиками

Белорусский писатель и мыслитель определил основные принципы межконфессионального диалога, прежде всего между верующими Католической и Православной церквей. Идея близости, единства, беспочвенности ненависти – лейтмотив всех произведений гуманиста.

Преодоление совершенно неестественной вражды, недопонимания, неслыханных взаимных обид среди христиан, по мнению писателя, заложено в самой природе единой Церкви Христовой – святой, апостольской, мировой.

Общественный диалог

Будучи гуманистом, он отстаивал идею общественного диалога, взаимопонимания между правительствами различных государств. Но он не принимал и резко осуждал анархию и хаос.

Писатель резко критикует вильнюсских ремесленников, которые, одержимые желанием сражаться, внезапно перестали заниматься своим непосредственным делом, «отложили в сторону проволоку, ножницы и шила» и стали объяснять себе Библию вместо богословов.

По твёрдому убеждению гуманиста, социальные противоречия, конфессиональные недоразумения и межгосударственные конфликты лучше всего преодолевать мирным путём – путём переговоров и взаимных уступок.

Вклад в белорусскую культуру

Вклад Ипатия Потея в реформирование и развитие старобелорусского литературного языка очень значителен. Он внёс значительные изменения в лингвистическую и филологическую сферу на лексико-морфологическом, орфографическом, синтаксическом и стилистическом уровнях.

В основу своего литературного языка писатель положил лексический фонд и грамматические особенности народного языка.

Предыдущая запись
Экономическая реформа 1965 года и её реализация в Беларуси
Следующая запись
Метод и принцип сомнения Декарта
Добавить комментарий
Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *