Декарта очень серьёзно волновали вопросы методологии. Поэтому он пишет работу «Правило для руководства ума». В этой работе он впервые формулирует правила или законы метода (всего их 21). Эти правила призваны не позволять принимать ложное за истинное. В этом заключается принцип сомнения Декарта.
Через некоторое время Декарт понимает, что 21 – это достаточно большое число правил и большинство людей не будут их придерживаться. Поэтому в «Рассуждении о методе» Декарт сводит 21 правило к 4-м основным.
1. Правило очевидности
Декарт формулирует это правило следующим образом. Никогда не принимать ничего на веру, в чём с очевидностью не уверен. Т.е. мы должны использовать в суждениях только то, что несомненно. Такая очевидность достигается путём действия интуиции. В интуиции разум и познаваемая идея взаимопроникаемые, т.к. взаимопрозрачные. В интуиции разум может найти опору в себе для признания чего-либо истинным.
2. Правило анализа
К сожалению, не всё так упорядоченно и не всё может нам открыться в интуиции. Поэтому на помощь первому правилу приходит второе – правило анализа. По Декарту, необходимо разделять каждую проблему, избранную для изучения, на столько частей, насколько это возможно и необходимо для наилучшего её разрешения. Анализ – это деление более сложных проблем на более простые. Он ведёт нас к той самой очевидности и к интуитивному познанию. Простые части даются нам в очевидности.
3. Правило синтеза
Мы должны располагать свои мысли в определённом порядке, начиная с проблем простейших и легко познаваемых, и постепенно восходить от простых предметов к познанию более сложных. Синтез таким образом представляет собой восстановление того, что мы разобрали на этапе анализа. Изначальный комплекс этих явлений, которые мы изучали, теперь собирается в определённом порядке. Данный процесс можно назвать определённой реконструкцией или реставрацией. В этом процессе всё ложное отсеивается: мы просеиваем наш круг проблем. Такой реконструированный комплекс явлений теперь просвечивает мысль.
4. Правило контроля
Последний пункт состоит в контроле над этапами работы. Декарт призывает составлять перечни и обзоры. Перечни мы составляем, когда занимаемся анализом (разделяем явления на составные части). Обзоры мы применяем в процессе синтеза. Благодаря составлению перечней и обзоров мы можем быть уверенными, что ничего не упускаем в своей работе.
Принцип сомнения Декарта и ошибки традиционной философии в трактовке Декарта
Унаследованная от средневековья философия брала в центр своего внимания всеобщее и абстрактное. Именно с этим борется Декарт. Вместо этого он отстаивает необходимое выведение истины из простых элементов на основе интуиции.
В то же время основы методологии Декарта лежат в математических принципах. Очевидность, на которой базируется правильное познание, математично в своей сущности.
Путём применения этих правил к традиционному знанию (к традиционной философии, логике и т.п.) Декарт стремится прийти либо к несомненной истине, которая лежит в его основе, либо подтвердить свою догадку о ложности традиционного знания (и его бесплодности).
Традиционное знание базируется на чувствах, но мы знаем, что чувства часто нас обманывают. Поэтому мы должны усомниться вообще в роли чувств, т.к. обманув нас один раз, чувства могут обманывать нас и всегда.
Вместо чувств тогда мы должны обратиться к математике. Но и здесь Декарт открывает дорогу сомнению. Несмотря на всю красоту и строгость математики, она потенциально может представлять собой всего лишь мистификацию в самых своих истоках.
Принцип сомнения Декарта
Декарт говорит: «Возможно, всё что я вижу – ложно». Сомнение приобретает абсолютный характер. Сомнение подрывает все основы для того, чтобы выпустить нас к истине. В этом и состоит основная идея философии Декарта.