loader image
Трансцендентальное единство апперцепции

Трансцендентальное единство апперцепции по Канту (трансцендентальная аналитика)

Что Кант понимал под термином «трансцендентальное единство апперцепции»? Каким он видел процесс человеческого познания?

Априорное познание Канта

Познание состоит из чувственной интуиции, с помощью которой мы узнаём о содержании внешних объектов и из нашей рассудочной способности к анализу. В чувственной интуиции мы схватываем предмет. Затем мы обдумываем этот предмет благодаря рассудку.

И интуиция, и анализ являются обязательными элементами любого познания. Только в их союзе способна родиться истина.

Несмотря на то, что мы должны всячески укреплять этот союз и подчёркивать, что в отрыве друг от друга они не приведут к истинному познанию, наравне с этим необходимо всячески разделять и специфицировать каждую из этих областей. Именно поэтому их изучением занимаются разные науки.

Логика

В то время как чувствами занята эстетика, рассудком занимается логика.

Логику Кант называет наукой, которая изучает законы работы интеллекта. Он выделает такие её виды:

  • общая логика;
  • трансцендентальная логика.

Общая логика — это логика Аристотелевская. Она изучает законы и принципы мышления. Но для Канта она слишком абстрактна. Она абстрагируется от содержания и изучает только лишь формы. Такая логика почти что совершенна. Но она не будет в полной мере соотноситься с миром, который мы желаем познать.

Трансцендентальная логика Канта

Трансцендентальная логика — это детище Канта и занята она именно содержанием (делает упор на содержании, в то время как общая логика — формальна). Подобно тому, как в эстетике существуют интуиции, в логике существуют понятия. Понятия, точно так же как и в интуиции, делятся на:

  • эмпирические (это те понятия, которые содержат чувственный элемент);
  • чистые (понятия рассудка, взятого само по себе, это понятия пространства и времени в интуиции).

Кантовская трансцендентальная логика делится на:

  • аналитику;
  • диалектику.

Аналитика (если следовать самой этимологии) предполагает разделение на части, расчленение и выведение, обнаружение определённых интуиций в формах рассудка.

Аналитическая логика работает с понятиями. Понятия служат для того, чтобы привести к единому порядку множество элементов и объединить их под знаком общего представления.

Основные понятия синтезируются рассудком. Это так называемые чистые понятия. Они подобны интуициям пространства и времени в чувственном. Чистые понятия создают форму для познания, для восприятия отдельных объектов.

Система категорий Канта

Такими чистыми понятиями Кант называет категории. Аристотель выделял 10 категорий и называл их «законами сущего». У Канта категорий 12, и это законы рассудка.

Что это за категории?

4 группы категорий:

  • количества (общего и единства, частные и множественные, единичные и всеполные);
  • качества (утвердительные (или реальность), отрицательные (или отрицание), бесконечные и ограниченные);
  • отношения (присущность и самостоятельность, причинность и зависимость, общность (общение));
  • модальности (возможность, невозможность, существование, несуществование, необходимость и случайность).

Таким образом, категории создают сетку, в которой мы распределяем предметы, данные нам в опыте. Категории являются условием мыслимости предметов, которые мы воспринимаем чувствами.

Но как возможны категории? Как они порождены?

Ясно, что категории не порождены из опыта, т.к. они по природе являются чем-то совершенно иным и способны упорядочить этот опыт. Следовательно, категории порождены чистым разумом.

Трансцендентальное единство апперцепции

Далее мы должны задать вопрос о нём самом (об этом разуме). Здесь Кант приходит к Декартовскому «cogito ergo sum» (самосознающему разуму). Он вводит новое понятие — «трансцендентальное единство апперцепции». Что это такое?

Для нас остаётся фактом, что всё предметное, что все явления, данные нам, едины в опыте. Этим единством они обязаны субъекту, который может связать все эти разрозненные явления.

Действительно, порядок в нашем опыте обеспечивается категориями, которые выработаны самим субъектом. Но ведь и категории приводятся к единству и к порядку. Таким стягивающим узлом порядка (главным единством) является самосознание (или апперцепция). Только благодаря апперцепции «Я» сохраняется в потоке различных «воспринятий» и способно объединить их, а также не терять самотождественность.

Таким образом, мы имеем эмпирические апперцепции (сознание внешних объектов и состояний, данных нам в опыте). Но и оно существует потому, что первоначальным условием его же самого является самосознание — то есть апперцепция.

Апперцепция дана субъекту не на уровне индивидуального «Я», а на уровне структуры мышления вообще. Благодаря этому, субъект сохраняет своё тождество. Если бы не такой способ изменения предмета познания, то менялся бы и сам субъект.

Трансцендентальное единство апперцепции в априорном познании

Таким образом, трансцендентальное единство апперцепции является условием возможности априорного познания (т.е. доопытного). Множество представлений, которые даны нам интуитивно, принадлежат нашему сознанию как целостности. Такой принцип синтетического единства является высшим, т.к. отвечает самой форме человеческого рассудка.

Предыдущая запись
Метафизика и монадология Лейбница
Следующая запись
Французские энциклопедисты и проект «Энциклопедии»
Добавить комментарий
Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *