Монадология Лейбница

Метафизика и монадология Лейбница

По Лейбницу, субстанция (субстанция всей действительности) представляет собой совокупность определённых силовых центров, на которых и удерживается реальность. Эти силовые центры представляют собой простые неделимые субстанции – монады. В учении об этих субстанциях и заключается ключевая идея философии (монадологии) Лейбница.

Учение о монадах

Монада проста и внутренне совершенна. Это основные её свойства. Природа монады несколько схожа с психическим устройством человека (и его разумным устройством). Она неделима, но при этом её содержание очень многообразно.

В целом, вся деятельность монады в философии представляет собой восприятие и представление о нём. Также монада обладает последовательностью восприятия. Именно в аспекте последовательности субстанции различаются между собой, однако не каждая из них способна воспринимать осознанно.

Для обозначения сознательного восприятия, Лейбниц вводит понятие апперцепции. Апперцепцией обладают только высшие монады, имеющие отношение либо к душе, либо к разуму. Однако количество бессознательных восприятий огромно (куда больше, чем осознанных апперцепций). Поэтому даже человек не может всё воспринимать сознательно, всё равно будут проскальзывать какие-то неосознаваемые восприятия. Иногда на основе таких неосознаваемых восприятий могут выстраиваться целые образы.

Типы восприятий

В связи с этим Лейбниц говорит о 5 мелких восприятиях. Мелкие восприятия образуют неизвестное – т.е.:

  • ощущения;
  • вкус;
  • образы свойств;
  • чувства (понятные в собственной совокупности, но не понятные по отдельности).

Они создают впечатления, производимые на нас объектами извне, и заключающие в самих себе бесконечность. Каждое существо объединено со всей остальной Вселенной. Примером может быть красивый образ прибоя, который человек слышит и ощущает, но будет со всей ясностью воспринимать шум прибоя, лишь когда он будет различать в нём каждую отдельную волну. Таковы эти мелкие восприятия.

Что воспринимает и представляет каждая субстанция (монада)?

Лейбниц возвращается к известному ещё с античности принципу «всё во всём» и говорит, что каждая монада представляет собой все остальные монады (т.е. каждая субстанция воспринимает всю Вселенную). По словам Лейбница, Бог, приводя в порядок целое, беспокоится о каждой части (о каждой монаде). Представляющую природу монады ничто не способно так ограничивать, чтобы она представляла лишь одну часть вещей. При этом всю Вселенную монада представляет лишь смутно. В этом заключается её различие с Богом. Отчётливо она представляет только близкую часть, часть наиболее близкого объекта (собственно, частью которого является эта конкретная монада).

Иначе говоря, монады ограничены не предметом, а способом познания предмета, той перспективой, с которой им открывается мир. Именно благодаря такому устройству Лейбниц замечает, что пытливый ум способен разглядеть Вселенную в каждой отдельной субстанции, а будущее в настоящем.

Если мы исходим из того, что монады различаются углом зрения или типом перспективы, мы можем понять, что каждая из них занимает своё место и двух одинаковых монад не существует. При этом Лейбниц вводит один интересный закон: если будут существовать две неразличимые вещи, то они совпадут, станут едины, т.к. между ними будет абсолютное тождество. Так Лейбниц выводит «тождество неразличимых». В реальности этот закон подтверждается тем, что в мире действует величайшее многообразие.

Иерархия монад

Таким же образом выстраивается и их иерархия. Если идти от низших субстанций к высшим, то это будут монады:

  • не имеющие апперцепции, бессознательно воспринимающие;
  • с апперцепцией, которые двигаются от субстанций, обладающих памятью, к разумным субстанциям;
  • абсолютная, т.е. Бог (мало того, что Бог имеет в себе всю остальную Вселенную, Он также имеет сознание о каждой отдельной монаде).

Закон непрерывности

К принципу тождества неразличимых Лейбниц также добавляет закон непрерывности. Выведенный на основе его математических изысканий, закон непрерывности предполагает переход от большего к меньшему (и наоборот) всегда через промежуточные величины (как по отношению к целому, так и по отношению к частям).

Принцип этот действует не только в геометрии и физике, но и в метафизике. Поэтому, согласно Лейбницу, любая возможная позиция в сотворённых Богом вещах занята.

Идея эманации в монадологии

Для объяснения сотворения монад, Лейбниц прибегает к понятию эманации (неоплатоническому понятию) и говорит, что они как бы проистекают из абсолютной, единой, простой, первичной монады, т.е. Бога и из его беспрерывных эманаций. Все субстанции сотворены Богом, поэтому они не могут умирать. Если что и может их уничтожить, так это только Божественная воля.

Пространство организовывается благодаря тому, что монады представляют собой центр деятельной силы. И материальное, и нематериальное пространство организованы с помощью монад. Они из духовного способны переходить к материальному.

Лейбниц говорит, что неясной сущностью монад является некая первичная материя. Она ограничивает восприятие. Масса, протяжённость, непроницаемость – это только проявление первоматерии, её явление в мир. Каждое тело, каждый организм философ называет агрегатом монад, т.к. он представляет собой не просто скопление случайных субстанций. При этом эти монады унифицированы одной высшей монадой как доминирующей энтелехией, которая задаёт форму всему этому организму. Для животного такой высшей монадой выступает душа, а для человека – его разум и духовность.

Теория преформации

На основе всех этих размышлений Лейбниц приходит к выводу о реальности субстанции, составляющей монады. Отсюда выводится вывод о несуществовании рождения и смерти (что часто встречалось у античных мыслителей). Вместо рождения и смерти существует только возникновение и уничтожение новых тел из тех же составляющих.

Философ также отстаивает новую биологическую концепцию преформации вместо эпигенеза, когда говорит, что родившееся существо уже сформировано ещё в зачаточном состоянии и потом только развивается.

Оптимистическая нотка философии Лейбница заключается в утверждении о неразрушимости всего живого.

Высшие монады по Лейбницу

Чем высшие монады отличаются от остальных? В первую очередь духовные субстанции обладают апперцепцией. Но это различие не главное.

Главное различие Лейбниц формулирует следующим образом: высшие монады представляют скорее Бога, чем мир, в то время как низшие – скорее мир, чем Бога. Даже управляются высшие и низшие монады по различным законам. Если низшие управляются по механическим законам, то духовные подчиняются законам справедливости.

Предыдущая запись
Метод и принцип сомнения Декарта
Добавить комментарий
Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *