loader image
Кант философия кратко

Немецкая классическая философия: Кант

Немецкая классическая философия – это очень короткий отрезок истории мировой философии (80-е гг. 18 века и 31-й г. 19 века). Тем не менее, очень малый срок для человечества, но очень большое содержание для человеческой философской фундаментальной мысли. Особенно большой вклад в её развитие внёс Иммануил Кант.

Немецкая классическая философия

Основная суть немецкой классической философии состоит в том, что человеческий разум – это не единственное, что нужно людям для организации человеческой цивилизации (подлинно пригодной для человеческой жизни).

Историческим фоном для воплощения этой философской «школы», этого течения философии стала Эпоха Просвещения (ну и, конечно, все произошедшие далее за этим: и Великая французская буржуазная революция, и Наполеоновские войны, и Венский конгресс).

Человеческий разум в этом течении выходит на 1-е место. Появляются новые технические изобретения. Человечество начинает осознавать принцип, что можно извлекать энергию, нужные полезные свойства из предметов, веществ, объектов, которые изначально как бы не «говорили», что энергия в них есть. Был обнаружен принцип потенциала.

И тут возникло убеждение что отныне человеческий разум может делать всё что захочет. Мы абсолютны, потому что весь окружающий мир постижим и всё для нас ясно, и понятно. А в случае, если что-то не ясно, и не понятно, то мы безусловно в будущем это узнаем.

И. Кант – родоначальник немецкой классической философии

Иммануил Кант – одна из самых важных фигур в мировой философии. Глубина его суждений, чёткость аргументации, широта рассматриваемых проблем делают Канта значимым даже в 21 веке.

Он поднимает вопрос о противоречивости мира, в котором мы обитаем. Хотя некоторые явления кажутся нам очевидными, их истинная суть остаётся для нас загадкой. Мы воспринимаем объекты вокруг нас в их повседневном аспекте. Но их реальное предназначение и сущность могут быть скрыты от нас. Так, обычный камень на пути может восприниматься как просто камень. Но при определённых обстоятельствах он становится препятствием. Это заставляет задуматься о более глубоком значении вещей, которое мы часто игнорируем, сосредотачиваясь лишь на их практическом применении.

Кант и его императивы

Поэтому Кант акцентирует внимание на этике и гуманизме, подчёркивая важность нравственности в действиях человека. Человек как существо разумное обязан следовать некоторым принципам, способствующим правильным действиям. Их Кант определяет как императивы, законы, созданные самим человеком для регулирования своего поведения.

Человек отличается от остального природного мира осознанием своей свободы, в то время как для животных, как, например, волка, такого понятия не существует. Волк может свободно перемещаться и выбирать пищу. Однако он неизбежно подчиняется законам природы, не способен покинуть свой естественный ареал или изменить привычный образ жизни. В отличие от него, человек способен адаптироваться к различным условиям, выбирать и изменять свой рацион, даже создавать пищу искусственным путём. Такая уникальная способность накладывает на человека особые обязательства, в первую очередь перед самим собой.

Кант в своей концепции категорического императива акцентирует внимание на нормах поведения, которых следует придерживаться. Его философия нравственности не сильно отличается от общепринятых моральных представлений. Основа морального поведения, согласно золотому правилу, заключается в избегании действий по отношению к другим, которые ты не желал бы испытать на себе. Кант утверждает, что если у человечества есть право управлять планетой, то оно обязано следовать верным моральным принципам, которые предотвращают неправильные действия.

Эмпиризм и рационализм

Кант сумел положить конец спору между так называемыми эмпириками и рационалистами, который продолжался более 150 лет. Эмпирики – это философы, которые утверждали, что в основе познания лежит чувственный опыт. Рационалисты, утверждали, что в основе познания лежит разум. И их спор, который продолжался полтора столетия, во второй половине 18 века практически зашёл в тупик. Он казался неразрешимым.

Кант «Критика чистого разума»

И вот Кант сумел в своей системе, в своём труде «Критика чистого разума», объединить основные идеи эмпиризма и основные идеи рационализма. Кант показал, что разум без опыта, без чувственного опыта – бессодержателен. Чувственный опыт без разума – стихийный, неупорядоченный и негармоничный. Кант считал, что человек руководствуется в процессе познания несколькими познавательными способностями.

В первую очередь – это чувственность, то есть ощущение, которое обрушивается на нас каждую секунду десятками, осязательные, обонятельные, зрительные и т.д. Они хаотичны, они должны быть чем-то упорядочены. Затем мы начинаем анализировать эти ощущения и затем разум, в соответствии со своими правилами, принципами, как из пазлов выстраивает перед нами картину мира. Как только одна из познавательных способностей не срабатывает, то сразу же вся картина мира распадается.

Кант утверждал, что есть вопросы, на которые человек никогда не найдёт ответы. Например, вопрос о конечности и бесконечности мира, вопрос о существование какой-то абсолютной сущности Бога, есть Он или нет, и возможно ли доказать то, или другое. Кант говорил, что есть Бог или нет доказать невозможно, но жить нужно так, как будто Он есть.

Кант считает эти вопросы неразрешимыми потому, что бесконечность не дана нам в чувственном опыте. Также он говорил, что абсолютная чувственность не дана нам в чувственном опыте. Всё это не должно разочаровывать учёных в своих исследовниях. Мир нам даёт поле для бесконечного исследования. Чувственный опыт даёт нам возможность исследовать мир веками и тысячелетиями. Просто существует сфера познаваемого и сфера принципиально непознаваемого, в которую не нужно вторгаться.

Кант говорил, чтобы ответить на вопрос «Что такое человек?», необходимо последовательно ответить на 3 вопроса:

  1. Что я могу знать? (то есть разобраться в своих познавательных способностях);
  2. Что я должен делать? (то есть что я должен делать, чтобы творить добро как разумное, нравственное существо);
  3. На что я смею надеяться? (то есть, есть ли что-то возвышенное, что-то абсолютное, которое может служить ориентиром, критерием нашей жизни, нашей деятельности, нашего нравственного роста).

Сможет ли человечество реально когда-нибудь ответить на вопрос «Что такое человек?» – это уже другая сфера философии.

Априорное и апостериорное познание

Кант классифицирует источники познания и предлагает априорные знания и апостериорные. Априорные знания мы часто используем в жизни – это знания которые мы используем независимо от опыта. Апостериорные знания – это те знания, которые можно получить только благодаря опыту.

А благодаря каким способностям человек познаёт? Кант выделяет целых три способности:

  1. Чувственность – способность ощущать влияние объектов (внешних вещей в их истинном бытии).

Мы трогаем, смотрим, нюхаем, слушаем, пробуем на вкус. Кант называет эту способность пассивной потому, что предметы сами нам даются в том виде, в каком мы можем их познать. Это называется явление или «вещи для нас» и только их мы можем познать. «Вещи-в-себе» Кант называет истинную суть предмета, которую человеку в силу своей ограниченности просто невозможно понять.

  1. Рассудок – способность мышления, позволяющая работать с абстрактными понятиями.

Кант называет эту способность активной. В данном случае человек мыслит предметы, сам создает представления о них. Также он рассуждает, анализирует, сопоставляет и рождает новые понятия с помощью рассудка.

  1. Разум – способность человека к мышлению абсолютного и конечного, формированию целостного взгляда на мир и интеграции всех имеющихся знаний в единую систему.

Разум нужен человеку не только для того, чтобы взять и обеспечить связь между чувственностью и рассудком, но и для того, чтобы свести все знания, полученные от рассудка к наименьшему числу принципов, придать единство всей системе.

Кант ответил на вопрос «какое бывает познание?», разделив его на априорное и апостериорное. Он ответил и на вопрос «чем мы познаем?», выделив три способности. Получается, что для всей этой теоретической системы осталось ответить на последний вопрос – «как мы познаем?», «каковы априорные условия познания».

Априорные условия познания

Начнём с первого. Для чувственности конечно необходимы такие априорные формы как пространство и время. Предметы даются человеку находясь в пространстве, проистекая во времени. По сути, пространство и время не принадлежат самим вещам. Это способы нашего восприятия, некие «очки» через которые предметы являются нам. Именно поэтому человек будучи существом неспособным снять эти «очки» никогда не познаёт истинную вещь, ту самую «вещь-в-себе».

Второе. Для того, чтобы рассудку использовать понятие и налаживать связи между ними, этой способности нужны априорные формы, которые Кант называет чистыми понятиями рассудка, проще говоря категориями. Кант называет четыре группы с тремя категориями в каждой. Именно они помогают нашему рассудку оперировать понятиями и выносить суждение:

В категории количества он выделяет:

  • единство;
  • множество;
  • целокупность.

В категории качества Кант выделяет;

  • реальность;
  • отрицание
  • ограничение.

Для категории отношения философ выделил:

  • субстанцию (или акциденцию);
  • причина (или действие);
  • общение (или взаимодействие).

В модальности он выделил:

  • возможность (или невозможность);
  • существование (или не существование);
  • необходимость (или случайность).

Третье. Разум является как бы вершиной познавательных способностей человека. Разум сводит все знания, полученные из чувственности и после обработанные рассудком к единому Абсолюту, к первым принципам. Кант называет их трансцендентальными идеями. Все эти идеи нам знакомы – душа, мир, Бог. Эти понятия формируют разум сводя весь опыт к единству. Единство внутреннего опыта рождает понятия о душе. Единство внешнего опыта о мире. А единство всех предметов вообще о Боге.

Трансцендентальная антитетика (антиномии)

Согласно Канту, идеи, принадлежащие чистому разуму, не находят своего отражения в реальности. Эти идеи являются исключительной характеристикой чистого разума. Когда чистый разум пытается применить свои идеи к реальности, он сталкивается с внутренними противоречиями.

Кант называет эти конфликты антиномиями. Они представляют собой противопоставления, где каждая сторона может быть обоснована с такой же логической обоснованностью, как и ее противоположность.

Изучение антиномий Кант назвал «трансцендентальной антитетикой».

Выделенные Кантом антимонии можно представить в форме следующей таблицы с тезисами и антитезисами:

 ТезисАнтитезис
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ АНТИНОМИИ  
1-я антиномия  у мира есть своё начало во времени и пространственная ограниченностьу мира нет никакого временного начала и пространственной ограниченности, весь мир бесконечен одновременно во времени и пространстве
2-я антиномиякаждая сложная субстанция во вселенной складывается из простых частей, и вообще есть исключительно простое или то, что складывается из простогони одна сложная вещь во вселенной не складывается из простых частей, и вообще во Вселенной нет простого
ДИНАМИЧЕСКИЕ АНТИНОМИИ  
3-я антиномияпричинность по законам природы есть не единственная причинность, из которой можно вывести все явления во вселенной. Для объяснения явлений необходимо еще допустить свободную причинность (причинность через свободу)нет никакой свободы, всё совершается во вселенной только по законам природы
4-я антиномияк миру принадлежит или как часть его или как его причина безусловно необходимая сущностьнигде нет никакой абсолютно необходимой сущности – ни в мире, ни вне его – как его причины

В доктрине антиномий Кант проявил диалектический подход, оказавший значительное влияние на развитие диалектического мышления в дальнейшем. Он выявил противопоставления между понятиями конечного и бесконечного, единичного и составного, необходимости и свободы. Однако Кант не признавал возможность диалектического слияния этих противоположных концепций. По его мнению, антиномии показывают, что разум, так же как чувственность и рассудок, не способен постичь мир в его истинном виде.

Этика Канта

Кант сделал интересный вывод. Он говорит о том, что человек – это самая главная загадка мире, та самая главная тайна бытия. И вершина философии Канта на самом деле, есть не что иное как его этика. Этику он понимает, как науку рассматривающую прежде всего отношения между людьми. Или как науку, которая рассматривает человека как высочайшую ценность, как самую большую драгоценность всех времён и народов, среди всех предметов и явлений, которые окружают нас.

Этика Канта имеет другое неофициальное название – этика долга. Понимание того что, ты должен делать какую-то деятельность (если ты способен её выполнить) – это абсолютный приоритет. Вот такой системы «долженствования» над системой «хотения» или «счастья» вызвал достаточно двойственный резонанс в обществе.

Кант «Критика практического разума»

Кант пытается разобраться в своей работе, посвящённой этике, морали, которая будет называться «Критика практического разума». Именно в этой работе Кант пытается размышлять о том:

  • что есть такое мораль;
  • что есть такое нравственность;
  • откуда вытекают эти самые морально-нравственные нормы в нашем поведении;
  • откуда вообще люди узнают о морали.

Кант, размышляя на эту тему, говорит нам, что по крайней мере мы можем найти для себя два варианта ответа на этот вопрос.

Во-первых, мы можем сказать, что мораль есть необходимое следствие, вытекающее из повседневной жизни человека, то есть из его жизненного опыта. Другими словами, это такое естественное природное чувство, присущее абсолютно всем людям. Мораль есть то, что характеризует человека изначально по его сути, по своей основе, по своей природе.

Но Кант не может согласиться с этим утверждением. Он утверждает, что если бы мораль закономерным образом вытекала из природы человека (то есть она была бы естественным таким качеством нашей сущности человеческой), то тогда вытекает другой вопрос. Каким тогда образом можно объяснить наличие в нашем социуме разных преступников, воров, мошенников, грабителей и даже убийц?

Откуда же берётся мораль?

Если бы мораль была естественной нам, то общество у нас было бы идеальным и не было бы понятия «преступить закон», преступить эту «черту», отделяющую добропорядочное поведение от аморального. Поэтому мораль не выводится из непосредственной природной сущности человека.

Возникает другой вопрос, может быть (сам себя спрашивает Кант), мораль есть то, что даётся человеку благодаря религии и всяким религиозным догмам? То есть мы люди моральны потому, что Бог вкладывает в нас изначальное чувство такого достойного, нравственного, одобрительного поведения?

Но Кант с этим моментом тоже не соглашается. Бог является потрясающем феноменом, который мы не знаем по сути. Мы не можем представить себе если Он есть, его мощи, его силы, его абсолютного тотального господства над миром.

«А если Бога нет, то я буду глупцом – говорил Кант – ведь сам себя сознательно буду вводить в заблуждение».

Человек морален не потому, что верит в Бога, то есть не потому, что Бог даёт ему такие нравственные и моральные законы, устои, утверждения. Конечно же нет. Напротив, люди верят в Бога именно потому, что являются моральными существами. То есть люди создают себе идею Бога, они создают себе фигуру Бога, которая высвечивает их моральность, их нравственность.

Но откуда же она тогда берётся, если она не идёт у нас извне, если мы не наблюдаем её в природе, если мы не наблюдаем её как результат данности Бога.

Мораль как внутреннее свойство

И Кант делает интересный вывод – мораль есть внутреннее свойство человека. Это внутренний, нравственный закон, который вырабатывается у нас, который возникает в нас, который ведёт нас по жизни. Даже порой мы следуем вот этой нравственности и морали даже вопреки целесообразности. И тем опять же мы отличаемся от животных потому, что в мире животных господству нет места, есть жестокая целесообразность и необходимость. Жестокость, убийства – это норм мира животных, это просто природные «законы», необходимые для выживания.

Только люди могут во имя какой-то идеи пожертвовать своей жизнью, только люди могут проявить высочайший подвиг альтруизма, самопожертвования во имя другого человека. И это вопреки всякой природе, вопреки всякой целесообразности. Кант скажет, что действительно, наверное, вот единственный источник, который формирует мою мораль, моё поведение этическое. Есть нравственный закон, который существует внутри меня.

В своей работе «Критика практического разума» Кант скажет, что есть две вещи, которые наполняют его невероятным удивлением и благоговением:

  • звёздное небо над головой – безграничность Вселенной, возможность наличия где-то такой же разумной жизни, сам порядок Космоса;
  • моральный закон внутри меня – та стержневая основа, которая делает меня человеком по-настоящему.

Счастье по Канту

Кант начинал свою работу с попытки понять, что же есть такое нравственность, каким образом она вообще способна быть, способна иметь место. Когда Кант об этом думает, он пишет следующее:

Единственное что изначально предопределено у человека, то есть то, что заложено в него природой – это желание счастья или стремление к счастью.

Счастье – это как раз то, что роднит всех людей. Люди хотят быть счастливыми. Но Кант ставит себе вопрос:

а возможно ли быть одновременно и счастливым человеком, и моральным человеком?

Невероятно сложная проблема. И Кант отвечает себе на этот вопрос. Он говорит – нет, это взаимоисключающие вещи. То есть если ты нравственный человек, то ты по идеи несчастлив. Если же ты предельно счастлив, то ты не можешь быть нравственным существом.

Почему так происходит?

Счастье – это что-то свершившееся, наши цели, наши идеалы, наши задачи, наши стремления и амбиции. Мы прекрасно знаем, что вокруг нас есть другие люди, у которых тоже есть стремления, идеалы, цели. И невозможно сделать так чтобы мы целиком и полностью осуществляли свои цели. Это самый настоящий эгоизм по большому счету.

Конечно, можно быть счастливым. Но это счастье не будет вечным, оно не будет абсолютным. Как только ты добиваешься чего ты хочешь, у тебя появляется сразу же другая цель, другое стремление, новые амбиции. И ты снова оказываешься в ситуации достижения счастья. Кант отметил что, когда мы стремимся к счастью, мы забываем о нравственности, мы забываем о морали. Подчас мы можем совершать такие поступки ради достижения целей, которые будет сложно назвать моральными.

Гипотетический императив

Когда мы делаем дело и ожидаем какого-то результат у Канта называется это гипотетический императив. «Нам чтобы добиться чего-то, нужно поступать так-то». Например, если мы хотим получить красный диплом, то нам нужно хорошо учиться, ходить на все занятия. Или чтобы ребёнку получить карманные деньги от родителей, нужно хорошо себя вести и убраться в комнате.

Кант говорит, что часто такое действие, казалось бы, внешне совершенно нравственное, не несёт в себе тем не менее нравственности. То есть люди совершают действия исходя из внешних причин, исходя из внешних стимулов, а не исходя из своего внутреннего желания, которое заставляет нас поступать так, а не иначе.

Когда Кант начинает рассуждать о том, что такое этика, что такое мораль, что такое долг, то он говорит, что самым главным ориентиром человека должно стать понятие долга или долженствования. То есть это ситуация, в рамках которой люди по идее должны осознавать необходимость поступить именно так, именно таким образом не потому что им навязали такой способ действия, или такую форму поведения, а должен быть внутренний посыл поступать так, поступать правильно, поступать хорошо.

До Канта с такой точки зрения не рассуждал в общем-то никто. Кант впервые поставил задачу посмотреть, что же такое есть мораль в нашей жизни и в конце концов формулирует свои знаменитые два вида законов:

  • легальные – которые мы совершаем, ожидая какого-либо вознаграждения;
  • либо те, которые не совершаем, боясь наказания со стороны общества или государства (это те действия, которые регулируются внешними условиями).

Моральный закон – внутренний посыл к действию, фундамент, характеризующий нравственного человека, как настоящую развитую личность. Кант говорил, если ты можешь что-то сделать, то ты должен сделать, и никакие отговорки не должны помешать.

Категорический императив Канта

Кант формулирует в предельно ясной форме отношение человека к миру, должное отношение к самому себе, в форме категорического императива, то есть абсолютный моральный закон.

«Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства»,

т.е. действие можно считать моральным, если оно может служить примером или правилом для поведения других людей.

Вторая формулировка категорического императива Канта – поступать таким образом, чтобы другой человек для тебя и человечества в целом, представал перед тобой только как цель, но никогда как средство для достижения твоих собственных устремлений и желаний.

Бывает сложно нам порой выполнять это правило Канта, потому что мы рассматриваем другого человека очень часто как средство для достижения своих собственных целей. Например, мы рассматриваем другого человека как «кошелёк» занимая у него деньги, или как «свободные уши», чтобы поплакаться и пожаловаться на жизнь и свои проблемы, и т.д. Мы достаточно редко рассматриваем людей как личность, самих по себе как человека.

Кант постулирует такую известнейшую максимуму, что мы должны рассматривать других людей как абсолютных и полноценных личностей. Выше человека у Канта не было интереса. Вопрос, который сформулировал Кант «Что такое человек?», на который он будет пытаться найти ответ на протяжение всей своей жизни, и так он и останется не завершённым, конечно же говорит о его непрекращающемся интересе к человеку.

Кант: свобода и мораль

Ещё одна из тем кантовской философии практической – это проблема соотношения свободы и морали. То есть может ли сочетаться моя свобода и мораль? И где здесь разграничить, например, проблему произвола, проблему ограничений?

Кант сказал, что люди – это удивительные существа, принадлежащие двум мирам:

  • миру внешнему, где господствует жёсткая детерминанта законов природы и т.д., где господствует детерминанта межличностных отношений;
  • внутреннему миру нравственности, где мы свободны

Поэтому мы невероятно сложные существа во всей Земле и возможно в Космосе.

Этический закон Канта базируется на ключевых предположениях, которые считаются необходимыми для практического разума:

I постулат – автономия воли человека.

По Канту, если бы индивид не обладал способностью действовать в соответствии с моральными принципами, сама концепция морали потеряла бы своё значение.

II постулат – неизбежность допущения о бессмертии души.

III постулат – существование Бога через практический разум.

По мнению Канта, представление о существовании высшего добра в загробной жизни служит основанием для веры в верховную силу, которую он идентифицирует с Богом. Следовательно, существование Бога, которое не может быть доказано теоретическим путем, получает подтверждение через практический разум.

Вот итоги, которые подвёл Кант в своём монументальном труде «Критика чистого разума»

  1. Познание ограничено инструментами познания. Наше познание ограничено инструментами нашего же познания. Они пригодны только для познания предметов реального опыта. Душу, мир и Бога нам не понять. Это предметы, созданные нашим разумом. Они не из реального опыта.
  2. Рамки познания = рамки возможного опыта.
  3. «Вещь-в-себе» не познать. Человек познает только явление вещей, но не сами вещи.
  4. Стремление познать непознаваемое даст быстрее познать познаваемое.

К этике Канта в последующем по философской традиции будет много вопросов, но Кант что в теоретический, что в практической философии осмыслял общий, абсолютный характер человеческого существа и не опускался к более конкретным деталям.

Философия Канта – это фундаментально важная часть истории философии. Кант осмыслил основы человеческого мышления и сформировал уникальную концепцию нравственности.

Современная философия не просто не забыла Канта, но продолжает вести с ним интеллектуальный диалог. Более того в отдельных областях Кант остался совершенно непобедим и нам всё ещё нужно провести огромную работу по осознанию, проработке тех идей, которые сформулировал в своих текстах великий представитель немецкой классической философии.

Предыдущая запись
Идея духа Гегеля
Следующая запись
Научная революция и новый тип знания
Добавить комментарий
Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *