Огюст Конт основные идеи
Социология,  Философия Нового времени

Огюст Конт – основные идеи. Позитивистская философия Конта

Огюст Конт – это известный французский философ, социолог, основатель школы философского позитивизма. Огромный вклад в развитие философии и социологии того времени внёс Огюст Конт. Основные идеи его заключались в разработке позитивизма.

Он был первым, кто ввёл термин «социология» в научный оборот. По его мнению, социология, как и другие науки, занимается изучением наблюдаемых социальных явлений. Его идеями о позитивизме пользуются до сих пор учёные и мыслители всего мира.

Огюст Конт – краткая биография социолога и философа

Огюст Конт родился в небогатой семье в Монпелье на юго-востоке Франции. Его отец был сборщиком подати.

Своё обучение будущий философ начал в лицее, где отличился прекрасным трудолюбием. Особенно замечательно Конт проявил свои способности в математике. В дальнейшем он поступил в политехническую школу и удивил своих учителей и сверстников рвением к учёбе и талантом. Но там он не доучился.

Затем Конт жил в Париже, преподавал на полставки математику. В более зрелом возрасте Огюст стал печататься со своими первыми статьями в газетах.

В юности Огюст Конт был религиозен. Но в скором будущем философ начал отрицать эти идеи. В те годы Конт преподавал астрономию, так как испытывал сильную тягу к этой науки на протяжении долгих лет.

В тоже самое время философ работал над своим проектом «Курс позитивной философии». Во время усиленного труда он даже отказался от чтения посторонней литературы, не читал газет и журналов. Он не хотел «загрязнять» своё сознание ненужными вещами, желая сохранить мысли чистыми и не разбавленными чужими идеями.

Конт был убеждён в необходимости реформирования науки, и его планы реформ также распространялись на общественные отношения и религию. Его основной работой был шеститомный «Курс позитивной философии» (1830-1842).

В 1817 г. он стал секретарём Клода Анри Сен-Симона, с которым работал до 1824 г. Он уже включил очерк позитивной философии в статью 1822 г., озаглавленную как «План научных исследований, необходимых для реорганизации общества».

Конт во время работы развивал себя духовно, читал литературу с эстетическим и даже театральным уклоном, узнавал много нового о культуре и её принципах. Конт стал репетитором, потом экзаменатором, считался уважаемым, известным научным деятелем и философом.

После того, как учёный закончил книгу всей своей жизни, посвящённую позитивизму. Он сосредоточил всё свое внимание на религиозно-политических вопросах и начал активно заниматься благотворительностью.

Он быстро впал в бедность, которую изо всех сил пытался преодолеть. Несмотря на то, что он был человеком выдающихся способностей, его так и не приняли на академическую должность.

Но окружение Конта не поддерживало его идеи. Правительство не выделяло средств для поддержание его исследовательской деятельности, его работ, не разделяло его убеждения. Но учёный боролся до последнего для признания. В конце концов справедливость восторжествовала.

Он умер в Париже 5 сентября 1857 г от рака желудка и был похоронен на кладбище Пер-Лашез.

Основные этапы философии Конта

Этапы философской эволюции Конта отмечены тремя основными его работами.

Первый период (1820-1826) – период написания следующих небольших произведений: «Общая оценка элементов современности в прошлом» (1820); «План научных работ, необходимых для переустройства общества» (1822); «Философские размышления о науках и учёных» (ноябрь-декабрь 1825 г.) и др.

Второй этап состоит из лекций «Курс позитивной философии» (издавались отдельными томами с 1830 по 1842 годы).

Третий этап отражён в «Системе позитивной политики» или «Социологическом трактате об основах религии человечества» (опубликованном с 1851 по 1854 год).

Основные этапы развития сознания по Огюсту Конту (3 способа мышления)

Огюст Конт занимался проблемой эволюции знания. Его учение основывалось на исследовании трёх способов мышления:

  • теологическом;
  • метафизическом;
  • позитивном.

Конт сформулировал закон трёх стадий исторического развития. Согласно закону трёх стадий, человеческий разум проходит эти фазы последовательно. Он утверждал, что научная («позитивная») фаза является высшей стадией этой эволюции.

Теологическая стадия по Конту (теологический способ мышления)

На этой стадии мышление рассматривается как управляемый процесс. Природные явления объясняются сверхъестественными причинами. Знания возникают спонтанно и не имеют доказательств. Люди рассматривают предметы как одушевлённые, разумные и живые. Далее они рассматриваются как невидимые существа. При объяснении явлений люди ссылаются на сверхъестественные силы, божественные существа.

В конце концов все эти мысли поглощаются в единую субстанцию и сливаются в представление единого Бога. Этот Бог создал мир и управляет им по средствам собственных сил и при помощи своих «подчинённых». Этот этап характеризуется преобладанием духовенства и военных.

Метафизическая стадия по Конту (метафизический способ мышления)

На данной стадии мир объясняется метафизическими понятиями, главным считается вопрос природы. Люди объясняют явления с помощью абстрактных понятий и рациональных рассуждений (чаще всего оторванных от реальности). То есть важно то, что и как управляет природой.

Философ утверждает, что природными явлениями управляет не Бог, а сила природы. Человек начинает считать, что в окружающей среде всё ещё витает дух божества, но это уже что-то иное, некое, неопознанное. На этой стадии преобладают абстракции или умозрительные сущности. Они принимаются за реальность. Традиционные верования заменяются «отрицательной» философией.

Позитивная стадия по Конту (позитивный способ мышления)

Позитивистский способ (или научный) основывается на признании закономерных связей, роли науки в описании природных явлений и жизненных связей с окружающей действительностью. Главная идея – объективные законы. Сознание людей основано на точной оценке внешней реальности, что помогает предсказывать будущее и предотвращать ошибки в знаниях и практических видах деятельности.

Эта стадия базируется на точной оценке социальной действительности и исторической реальности. Интеграция и рациональная организация общества происходит под влиянием позитивной философии. По мнению Конта, от общего уровня человеческого знания зависит состояние техники, ремёсел, промышленности и др. На этом этапе люди могут определять и предсказывать ранее неизвестные факты.

Заслуга Огюста Конта в том, что он доказал, что каждая частная наука на своём пути проходит три этих стадии.

Позитивистская философия Конта

Конт обозначил основы позитивистской философии (он был создателем концепции позитивизма). Согласно Конту, основное предназначение философии – это точное и объективное знание, которое описывает реальные объекты. Философия Огюста Конта положительна, потому что:

  • она имеет дело только с реальными объектами – позитивизм исследует вещи, доступные разуму;
  • рассматривает только полезные темы, потому что хочет улучшить жизнь;
  • ограничивается предметами, по которым можно получить определённые знания;
  • занимается точными вопросами;
  • действует положительно, не ограничиваясь критикой.

По мнению Конта, позитивный философ – это тот, кто понял, что естественные науки создали наиболее совершенную модель научного исследования, используя только чисто фактическое исследование без туманных спекуляций. Положительный философ избегает абстрактных и «безупречных» творений и заменяет их конкретными и относительными.

Конта вдохновляли в первую очередь учёные-натуралисты: Бэкон, Декарт, Галилей, отчасти Ньютон и Дэвид Юм. Он также был обязан некоторыми идеями философу французского Просвещения Жану Д’Аламберу.

В то время были широко распространены планы социальных реформ. Конт дружил с представителем так называемого утопического социализма – Клод-Анри де Сен-Симоном. Возможно, от него Конт перенял многие социальные идеи.

Конт определил сферу применения позитивной философии, ограничив её фактически существующими объектами, о которых можно получить определённое и точное знание, то есть внешними фактами о физических объектах. Следовательно, метафизика не может быть предметом достоверного знания.

Философия должна была стать теоретической основой науки, целью которой должно быть сравнение и обобщение знаний, собранных исследователями. Позитивизм отвергал вопросы о существовании материи или Бога как неопределённые, выходящие за рамки подлинного опыта.

Абстрактные науки по Конту (теория абстрактных наук)

Конт создал одну из первых научных теорий. Он различал абстрактные науки (имеющие дело с законами, связывающими факты природы) и конкретные науки (описывающие факты, например, минералогию). Он считал математику, астрономию, физику, химию, биологию и социологию абстрактными науками.

Конт придумал в 1838 г. название «социология», чтобы отличать её от термина «социальная физика», используемую его интеллектуальными соперниками.

Он также изложил свою программу – исследования с использованием естественных, эмпирических и исторических методов человеческих обществ, их порядка и условий развития.

Все науки организованы в соответствии с уменьшающимся объёмом исследований, от астрономии до социологии, что сопровождается увеличением сложности изучаемых явлений. Последующие менее общие учения появились позже исторически и позже достигли эмпирической стадии, пройдя сначала через теологическую и метафизическую фазы.

В системе Конта позитивная наука была лишь частью идеальной социальной системы, которую он постулировал. Идеальной целью общества было совершенствование человеческой натуры. Однако его постулаты в этом отношении оказались необычными и отклонялись от его предположений относительно объективности:

  • Конт постулировал установление культа Человечества, Прогресса и Порядка;
  • последователи этого культа будут иметь монополию на обучение и медицину и будут осуществлять цензуру;
  • система будет диктаторской, а должности – наследственными.
  • девизом этой системы будет лозунг Конта: «Любовь как принцип, порядок как основа, прогресс как конец».

Конт считал христианство реликвией, но тем не менее считал его ценным. По его словам, религия – это сочетание авторитета и моральных норм, которые направляют человека на путь послушания. Именно поэтому он считал религию отличным инструментом дисциплинирования общества.

Философия позитивизма Огюста Конта: основное влияние в истории философии

Философия Конта состоит из двух частей:

  • более ранней, ставшей тем, что позже было названо позитивизмом;
  • более поздней – доктринерской и тоталитарной.

Первая часть имела широкий резонанс во Франции благодаря Эмилю Литтре, одному из величайших французских учёных, который отверг более поздние работы Конта, но с энтузиазмом воспринял идеи, содержащиеся в более ранних работах. В Англии его философия вдохновила Джона Стюарта Милля.

Вторая часть повлияла на его последователей, сосредоточенных вокруг Пьера Лаффита. Позитивистская философия, проповедовавшая учение Конта, распространилась во многих странах мира.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *