loader image
Cogito ergo sum

Принцип «Cogito ergo sum» Рене Декарта

Свои философские размышления Рене Декарт начинает и заканчивает принципиальным сомнением – «Cogito ergo sum». Сомнение во всём призвано помочь ему найти прочные основания для построения новой философии.

Это сомнение можно считать бескомпромиссным. Мы сомневаемся абсолютно во всём. В итоге мы выходим на самого думающего – человека, который сомневается (или субъекта). И вот что ожидает нас здесь.

В момент, когда мы отвергаем всё то, в чём можем усомниться, мы не можем в равной степени предположить, что мы сами (сомневающиеся в истинности всего этого) не существуем. Без акта сомнения, без каких-либо колебаний, существует только думающий субъект.

Cogito ergo sum

Именно из этого Декарт выводит свой главнейший принцип:

Cogito ergo sum – «я мыслю, следовательно, существую».

В операции полного сомнения «Я» становится прозрачным для самого себя. Мы наблюдаем мысль в самом её действии и применительно к чему-то. Это мысль как она есть.

Мысль по Декарту – это всё, что делает нас рассудительными. Мышление само приводит нас к истине. Однако истина эта может затуманиваться в процессе познания. К таким рассудительным актам человеческого познания относятся операции:

  • воли;
  • разума;
  • воображения;
  • чувств.

Однако все они уже происходят опосредованно. Поэтому мы должны сверять их с данными непосредственными, с прозрачностью истины.

Главным примером такой непосредственно данной истины и является принцип «Cogito ergo sum», т.к. в нём мы обнаруживаем тотальную прозрачность. Мы не нуждаемся ни в каких аргументах, переходах, в логических обоснованиях.

Моё бытие в акте абсолютного сомнения явленно мне совершенно чисто и интуитивно. Этот акт помогает нам определить и природу нашего существования как размышляющих и сомневающихся субъектах. Такую природу Декарт называет «res cogitans» или «вещь мыслящая».

Res cogitans – «вещь мыслящая»

Res cogitans представляет собой всю мыслящую реальность, в которой не существует разрывов между мыслью и существованием. «Я» как мыслящая реальность, как «res cogitans» теперь ставится во главу угла для выведения новых методологических правил.

Таким образом, всё воспринимаемое ясно и отчётливо, подобно этой первой главной истине, одновременно является истинным. Значит что-то путанное и неясное мы должны приводить к этому идеальному состоянию.

Декарт революционен для философского познания ещё и потому, что теперь выдвигается новый критерий для утверждения истины. Если раньше мы должны были искать метафизические обоснования, то сейчас главным образом нас интересует поиск ясности и отчётливости, которые типичны для первой истины. В этом поиске нас ведут методологические правила анализа, синтеза и контроля.

Таким образом, философия благодаря Декарту смещается от онтологии (т.е. от проблем бытия и его оснований) к гносеологии (т.е. к полису познания).

Гносеология Декарта (истина и познание)

Декарт также посодействовал гуманизации знания, т.к. проблема истины теперь напрямую связана с человеком, с познающим субъектом. Мы обретаем истину собственного существования и движемся от неё.

Мы знаем, что мы познающий, понимающий субъект. Далее с опорой на эту истину мы уже познаём реальность и завоёвываем каждый его новый кусок, который отличен от нашего «Я».

Действительно, это методология очень ясна и отчётлива. Помимо этого, она построена на сугубо интуитивном схватывании.

«Cogito ergo sum» и математика Декарта

Необходимо вспомнить и о математике, которая оказала огромное влияние на Декарта. Он предупреждает нас и говорит, что математика является лишь одной стороной знания. Она опирается действительно на тот же метод, который выдвигает он. Просто делает она это удачно и поэтому удачно выстраивается.

Однако мы не выстраиваем нашу методологию на математике. В основе метода Декарта лежит непосредственное. Оно же лежит и в основе математики. Поэтому не математика обосновывает метод, но непосредственное обосновывает всякую науку.

Bona mens – «здравый смысл»

Носителем этого метода является «bona mens» («здравый смысл» или «человеческий разум»). Им обладает каждый человек. Можно сказать, что это и есть показатель человечности и человеческого.

В «bona mens» проявляется единство всех людей. Такое единство людей обеспечивает единство наук. В то же время метод, основанный на «bona mens», обеспечивает единство мышления.

Предыдущая запись
Финализм и субстанциональность в философии Лейбница: новое значение
Следующая запись
Феномен и ноумен, их различия, обоснование физики в философии Иммануила Канта
Добавить комментарий
Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *