loader image
Феномен и ноумен

Феномен и ноумен, их различия, обоснование физики в философии Иммануила Канта

Какова структура познания по Канту и в чём заключается сущность понятий феномен и ноумен?

Человек познаёт окружающую действительность с помощью чувств и рассудка. В чувствах присутствует интуиция, а в рассудке – понятия.

Формулируя это, мы сталкиваемся с проблемой. Проблема эта заключается в переходе. Существует ли переход между интуициями и понятиями?

Нам необходим третий термин, промежуточный, для того чтобы столь разнородные сами по себе явления не смешивались. Таким иксом, третьим термином по Канту является схема.

Схематизм рассудка

Кант говорит о схематизме рассудка. Схема в чём-то сходна с образом, но не равна ему. Например, мы можем поставить 5 точек и это будет образ пяти. Но если мы будем представлять 5 точек в качестве множеств, мы получим не просто образ, но схемы. Схемы, таким образом, являются образом с указанием на метод (т.е. как мы будем понимать это число).

Схематизм присущ нашему рассудку по его природе. Его корни можно обнаружить в душе человека. В этом смысле мы можем найти связь между человеком и природой, естественными явлениями (и связь метафизики с физикой).

Кант выводит 3 основных положения такой связи и возможности аналогий:

  • опыт возможен только посредством представления о необходимой связи восприятий;
  • все изменения происходят по закону связи причины и действия;
  • все субстанции, поскольку они могут быть восприняты в пространстве как одновременно существующие, находятся во взаимодействии.

Феномен и ноумен на примере метафоры с островом

Ещё одной важной проблемой для философского творчества Канта является различие ноуменов и феноменов. Чтобы дать им определения, мы должны в первую очередь вспомнить о задачах аналитической логики.

Аналитика занимается универсальным и всеобщим, необходимым. Таким образом она как бы служит крепкой опорой для научного познания. Но она не выходит за область феноменов, т.е. явлений. В это же время феномен является частью чего-то большего, но скрытого от нас.

Для удобства объяснения Кант вводит следующие метафоры.

Существует остров. Границы его неподвижны. Этот остров является чистым рассудком. Он расположен в океане. Океан этот бурный. Это океан страстей, иллюзий и абстракций. Таким океаном предстаёт метафизика.

На острове есть люди, которые хотят отправляться в плавания и строить новые города, находить новые земли. С острова им виднеются какие-то очертания. Эти очертания очень смутные. Это условные миражи. Но им кажется, что это очертания других материков. Эти миражи по Канту являются метафорой «вещей в себе».

Чтобы моряку плыть в поиски нового материка необходимо разработать карту (что и пытается сделать Кант).

Феномен и ноумен: чувственная и интеллектуальная интуиция

Единственная надёжная область, в которой мы можем чувствовать себя комфортно и нашему познанию, истинности нашего познания ничего не грозит, является область феноменов. В познании феноменов мы получаем их содержание от чувств, их форму от рассудка. Друг без друга чувства и рассудок не идут к познанию, так как они не соотносятся с внешними объектами. Тем не менее мы способны отделить рассудок от чувств.

Когда мы отделяем наш способ постижения объектов в интуиции, мы приходим к «вещам в себе». Но это не «вещи в себе» как они могут быть явлены нам сами по себе. Они на то и являются «вещами в себе», что закрыты человеку. Они могут быть доступны только в самой высшей интуиции, а рассудку даны как ноумены.

Ноумен таким образом – это вещь в себе как мыслимое. Само понятие «ноумен» – негативно. Негативно оно потому, что не может вести к росту нашего знания и потому что мыслится только рассудком (без помощи чувств).

Такое рассудочное представление ноуменов в чём-то сродни чувственной интуиции. Однако мы не можем назвать это интеллектуальной интуицией, т.к. по Канту интеллектуальная интуиция недоступна человеку. Она возможна и доступна высшему разуму.

Несмотря на всю свою негативность, у ноуменов есть важная функция. Понятие ноумена, несмотря на то, что оно не прибавляет знания, способно задать предел претензиям чувственного познания.

Разум только догадывается о том, что кроется за этим пределом. Здесь же находится область феноменов, которые мы можем познавать.

Предыдущая запись
Принцип «Cogito ergo sum» Рене Декарта
Следующая запись
Атеистический материализм Гольбаха и его основные философские идеи
Добавить комментарий
Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *