Готфрид Вильгельм Лейбниц родился в 1646 году в городе Лейпциге и стал первым немецким мыслителем Нового времени, который достиг достаточно больших успехов на поприще науки и философии. Его отец и дед были университетскими преподавателями, поэтому дома они держали неплохую библиотеку, с которой философ Лейбниц стал знакомиться очень рано и прочитал достаточно много для того, чтобы делать большие успехи сначала в школах, а затем и в университетах.
Учёный и философ Лейбниц: научная карьера
Он закончил Лейпцигский университет, а затем и Йенский университет, где слушал курсы по философии, математике и юриспруденции. Там он готовился к карьере юриста.
В 1666 году он защищает диссертацию на степень доктора права о запутанных судебных случаях. Но карьера преподавателя, которую ему прочат, вызывает у него достаточно удручающее впечатление. Поэтому он старается найти какое-то другое место для самореализации. Он много путешествует и знакомиться с известными учёными того времени, организовывает разнообразные культурные, научные и политические проекты. Тогда же (в достаточно раннем возрасте) он задумывается о том, как объединить Церкви, которые разошлись под влиянием Реформации.
Служба при дворе и участие в Королевском обществе
В 1667 году он поступает на службу к Майнцскому курфюрсту, что позволяет ему вести насыщенную светскую жизнь и много путешествовать. В частности, за 4 года с 1672 по 1676 гг. Лейбниц провёл много времени в Париже, где познакомился с Арной Мальбраншем и Гугенсом.
Он начинает писать на французском, потому что считает немецкий язык недостаточно проработанным, чтобы ясно выражать научные идеи. Готфрид Лейбниц становится достаточно модным автором. Он посещает Лондон и другие европейские города, где постоянно знакомится с интересующими его мыслителями и заводит с ними приятельские отношения.
В 1673 году он становится членом Королевского общества в Лондоне (что очень почётно).
Служба у герцога Гоновера
Но 1676 году уходит со своей службы и переходит к герцогу Гоноверу на должность библиотекаря при его дворе.
Там у него опять появляется доступ к совершенно огромному количеству интересующих его книг и к новым знакомствам. Но всё-таки служба герцога отнимает много времени.
За время его службы он написал «Историю династии Гоноверов», добавив в копилку своих научных достижений ещё и историографию.
Он продолжает путешествовать и знакомится с Ньютоном, Левенгуком и Спинозой. Но к 1689 году герцога Георга Людвига, которому Лейбниц услуживал все эти его многочисленные проекты, разъезды, отвлекающие от основной деятельности, начинают напрягать, и отношения их портятся. Однако портились они очень постепенно.
Член Академий наук и тайный советник
В 1700 году Лейбниц наконец был избран членом Парижской Академии наук, а также самостоятельно стал инициатором открытия Берлинской Академии наук, в которой сделался президентом.
Кроме этого, он был тайным советником прусского короля Фридриха Первого и русского царя Петра Первого. В обоих случаях тайным.
Действительно, жизнь этого человека неимоверно насыщена. Однако смерть он встретил, несмотря на все свои достижения, почти в полном одиночестве. Известно, что за гробом шёл только его секретарь. Перед смертью от него отвернулся как его меценат, так и многие из бывших единомышленников.
Философ Лейбниц: сочинения и идеи
Лейбниц писал работы на самые разнообразные темы и единой философской и какой-либо другой системы не создал. Известен он в первую очередь как математик, однако у него есть несколько коротких работ по философии:
- «Рассуждение о метафизике»;
- «Новая система природы»;
- «Начало природы и благодати»;
- «Монадология»;
- а также 2 крупные работы «О теодицее» и «Новый опыт и человеческом разумении».
Лейбниц был недоволен обликом философии, который существовал в его время. Он видел, как этот облик изменился под влиянием научных методов. Он был недоволен, что основные понятия античной и средневековой философии выходят из употребления.
Поэтому он ратует за ценность таких понятий, за то, что прошлое нельзя полностью отвергать. Но нужно сравнивать его с настоящим и извлекать из этого сравнения какую-то полезность.
В общем, это одна из первых установок, с которой он подходит к собственно философским размышлениям.