Рене Декарт является вершиной философии Нового времени и, пожалуй, это первое имя, которое приходит на ум человеку, сталкивающимися с этой философией. Дело в том, что вместе с Декартом в философию вошёл совершенно новый тип познания и новый образ мировоззрения. Он был перевёрнут со времён Аристотеля. Если благодаря Копернику, Галилею и Ньютону мы увидели революцию в научной картине мира, то здесь мы видим, что все ключевые проблемы теперь выстраиваются совершенно по новым координаторам. В центре этих координат расположены не бытие и Бог, а человек и его способность к мышлению, его «рацио».
Жизнь Декарта
Декарт родился в 1596 году и прожил 64 года. Родился он в знатной семье в городе Ла-Э-ан-Турен во Франции. Отец его был политиком, поэтому устроил его в одно из лучших учебных заведений – иезуицкий колледж Ла-Флеш. Там Декарт 6 лет обучался гуманитарным наукам. Затем ещё 3 года изучал математику и богословие.
Однако уже в ранние годы обучения в колледже у Декарта возникает чувство протеста. Он видит, что то, чему их обучают, не соответствует новым веяниям науки и также нет чёткого метода. Фактически это топчущаяся на месте средневековая схоластика, разжёвывание каких-то истин, которые никто не оспаривает, и они возведены в догмат.
Он увлечён математикой, но вместе с тем он не понимает, почему математика, будучи настолько прочной и бесспорной основой, используется так мало где. Фактически в науке на ней основывается только механика. И уже тогда в его планы входит расширение зоны влияния математики.
После колледжа Декарт поступает ещё и в университет в Пуатье, где становится бакалавром и лиценциатом права. Фактически он может начать юридическую карьеру. Но, судя по всему, душа у него не лежит к юриспруденции. Поэтому в 1618 году он решает посвятить себя военной службе и как раз с началом 30-летней войны, вступает в ряды армии.
Так он оказывается в Голландии, где призван освобождать осаждённую Голландию, выступать за её независимость от испанского вторжения. Здесь же он находит новых приятелей, увлекается физикой и обосновывается.
В это же время он задумывает трактат по метафизике. Перед ним, предваряя его, считает нужным написать трактат по физике. Этот трактат он боится публиковать сразу же, потому что как раз в это время до него доносится весть об осуждении Галилея. В его же трактате отстаиваются коперниканские идеи.
И, судя по всему, галилеевский процесс производит такое впечатление на молодого Декарта, что он начинает размышлять об автономии науки относительно Бога и относительно религии.
Рене Декарт – «Рассуждение о методе»
Исходя из этих размышлений в 1637 году он пишет «Рассуждение о методе» – одну из своих самых важных работ, в которой доказывает объективный характер знания и правило сохранения такой объективности.
Он знакомится с женщиной по имени Елена Ян, и она рожает от него дочь, которая в раннем возрасте умирает. Конечно, это был большой удар для Декарта. Но он не падает духом, возобновляет работу над трактатом по метафизике, который был задуман давно. И называет его «Размышление о первой философии», и чаще всего это название известно нам именно так, кратко.
Но она имеет продолжение «Первой философии, в которой доказывается бытие Бога и бессмертия души». Это сочинение вызывает множество споров, Декарт становится в центре внимания, вокруг царит шумиха. Но ему это не по душе и философ покидает Голландию.
Служба при шведском дворе
И как раз в 1649 году принимает приглашение шведской королевы Христины к её двору. Однако шведский климат сразу подействовал негативно на здоровье Декарта. И, кроме того, Христина была достаточно эксцентричной дамой. Беседы она любила вести на свежую голову, поэтому начинала их около 5 утра. И, конечно, это обессилило философа. Так что в 1650 году после очередной из таких бесед он уехал из дворца. Продрог, заболел воспалением лёгких и умер.
Через 17 лет, в 1667 году его останки были перевезены во Францию и покоятся и ныне в Церкви Сен-Жермен-де-Пре в Париже.
Рене Декарт о положении философии
В целом, Декарт был очень недоволен положением современной ему философии. Философия – это просто какой-то пучок споров, в котором всё сомнительно. Логика способна только кое-как изложить истины, но к истине она не ведёт.
Философское дерево Декарта
Великим мыслителем Декарт считает Галилея, однако его раздражает бессистемность. Философию Галилея он называет конструкцией без фундамента.
Именно в силу всего этого Декарт представляет свой проект новой философии, в котором философия понимается как дерево:
- оно имеет корни, под которыми следует понимать метафизику;
- у него есть ствол – физика;
- дерево имеет ветви (много отдельных ветвей), представляющие собой по метафоре Декарта отдельные науки, а среди них он особенно выделяет медицину механику и этику (3 основные отрасли).
Именно на ветвях мы собираем плоды. Однако, чтобы получить хорошие плоды, необходимо удобрять дерево и в первую очередь заботиться об его корнях.
Нужно как следует позаботиться о дереве. А получить те плоды, какие мы желаем и тогда, когда мы желаем, мы можем лишь с помощью метода. Так что фактически проблема метода становятся ключевой для Декарта в его построении философии.