loader image
Идея духа Гегеля

Идея духа Гегеля

В чём заключается идея духа Гегеля? Философ считал, что нельзя предварительно вводить какие-то основные понятия в философскую систему. Мы должны понимать саму систему и принимать её по мере продвижения от одной её части к другой.

Гегельянство: основные идеи

Традиционно выделяют 3 главных идеи, на которых держится гегельянство:

  • реальность как таковая – это бесконечный дух;
  • жизнь духа (как и познание) происходит диалектично, развивается в диалектике как в гегелевском методе мышления;
  • существует некий спекулятивный элемент, который позволяет этому бесконечному развитию диалектики преодолеваться и завершаться.

Спекулятивный элемент считается самым важным новаторством Гегеля в философии.

Какова реальность мира по Гегелю?

Действительность или реальность, всё сущее, что окружает нас, не является субстанцией. Это бесконечный дух (или бесконечный субъект).

В первую очередь такое определение наводит на поиск параллелей с философией Фихте. Сам Гегель это осознаёт, поэтому спешит раскритиковать философа Фихте и его систему.

У Фихте всё происходило из бесконечного абсолютного «Я». «Я» неустанно действовало, развивалось и в итоге определяло собой «не Я» (то есть что-то противоположное себе). Из «не Я» мы получаем определённое ограниченное «Я», которое постоянно стремится к пределу. Но этот предел недостижим.

Гегель называет такой процесс «дурной бесконечностью». В «дурной бесконечности» мы наблюдаем разобщённость сущего и должного.

Дальше Фихте продвинулся философ Шеллинг (который был другом и до некоторого времени даже учителем Гегеля). Шеллинг сводит «Я» и «не Я» к абсолютному тождеству.

«И это похвально» – говорит Гегель.

Но в таком тождестве границы между ними размываются. В итоге вместо чёткого единства перед нами предстаёт неопределённость.

«В темноте все кошки серые» – шутит Гегель.

Такое тождество безразлично.

Как же разрешить этот вопрос?

Идея духа Гегеля (схема мышления и мироустройства)

Гегель предлагает свою схему, которая будет действовать во всех его сочинениях и в его системном образе мышления. В схеме есть 3 момента:

  • самопорождения Духа;
  • самоопределение;
  • преодоление и возвращение к бесконечному.

Второй момент (самоопределение) является ограничением. А всякое ограничение уже является и отрицанием. То есть определяя вещь, мы одновременно с этим отрицаем и всё остальное. Для Гегеля это подобие смерти.

Здесь начинается борьба положительного и отрицательного. Так что определённость необходимо должна быть преодолена. И она преодолевается.

Третий момент означает преодоление и возвращение к бесконечному, но уже в новом качестве. Это осознанное возвращение, на порядок выше.

В такой схеме всё предстаёт связанным:

  • от частного мы можем перейти ко всеобщему;
  • от сущего – к должному;
  • от реального – к разумному.

Идея духа Гегеля: главное отличие философии Гегеля от философии предшественников

Главное отличие Гегеля от всех его предшественников состоит в том, что дух не определяется как какая-то субстанция. Он определяется как весь этот процесс, состоящий из всех этих 3-х ступеней.

По Гегелю дух – это единство, множественно создающее себя.

Но таким образом существует не только какой-то отдельный от мира Абсолют, но и весь мир. Это способ существования действительности. Можно наблюдать это как в части мира, так и в целом, в каждом моменте реальности.

Философ приводит знаменитый пример с цветком. Цветок сначала существует как бутон. Затем появляется цветок. Затем – плод. Но в каждый момент несмотря на то, что все эти вещи совершенно различны, цветок один и тот же (у него одинаковая сущность). Гегель пишет:

«Текучая природа заставляет их быть в то же время моментами органического единства, где они не только не противоречат друг другу, но ни один не менее необходим, чем другой. И только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого».

Самопознание духа

В такой же трёхчастной схеме происходит и самопознание духа:

  • бытие в себе;
  • инобытие или «бытие для другого»;
  • возвратное бытие в себе и для себя.

Эти 3 этапа иначе обозначаются как:

  • «порождение»;
  • «конфликт»;
  • «возвращение».

Каждому виду бытия отвечает что-то своё:

  • «бытию в себе» отвечает идея;
  • «инобытию» – природа;
  • «возвратному бытию» – дух.

Каждый вид бытия изучает своя область философии:

  • идеи изучает логика;
  • природу – естественная философия;
  • дух – философия духа.

По такой структуре построена вся реальность. Нет ничего вне Абсолюта. Всё происходит из него и разрешается в нём. Сущее, таким образом, представляет собой идею в развитии. Это очень красивая насыщенная схема, согласно которой Гегель заявляет:

«Всё есть мысль».

Панлогизм Гегеля

В этом состоит панлогизм Гегеля (как окрестили это критики). Вся наша действительность разумна, так как является определением мысли в движении. На Гегеля здесь повлияло древнегреческое понятие Логоса, и особенно его понимание Гераклитом как «мирового закона».

На первый взгляд может показаться, что жизнь и действительность полна каких-то ужасных происшествий, совершенно нелогичных. Но чтобы достичь истины, дух должен преодолевать ограниченность и смерть, которые есть ограниченностью и отрицанием. Дух должен сохранить себя в ней в таком преодолении. Дух в таком противостоянии опустошается, но и вновь заявляет о себе, вновь утверждается.

Мы не можем выделять какую-то отдельную субстанцию в мире и давать ей определение. Только в соотношении с остальным в самом процессе субстанция получает наличное бытие: т.е. бытие в движении (то которое у неё по праву и есть) и свободу.

Предыдущая запись
Гносеология (теория познания) Спинозы
Следующая запись
Немецкая классическая философия: Кант
Добавить комментарий
Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *