loader image
Теория познания Спинозы

Гносеология (теория познания) Спинозы

В чём заключается философия познания Спинозы? В учении Спинозы присутствует мысль о параллелизме идей и вещей. Он не пытается выстраивать никакой иерархии между ними. Наоборот, он постоянно подчёркивает, что идеи и вещи являются двумя разными аспектами одного и того же события.

Исходя из этой мысли мы не должны различать ложные и истинные идеи. Они скорее отличаются по степени адекватности.

Формы познания Спинозы

На основе критерия адекватности Спиноза выделяет 3 рода (или формы) познания:

  • эмпирическое;
  • рациональное (рассудочное);
  • интуитивное.

Эмпирическое познание

Оно даётся нам чувственно. Мы познаём какие-то частные явления. При этом образы этих явлений беспорядочны и часто не ясны.

Оно скорее не адекватно теоретически. Однако от него мы отталкиваемся. И в практической жизни это важнейший способ познания – самый главный.

Рациональное познание

Оно совершенно научно. Именно на основе рационального познания выстраивается математика, физика и другие наиболее точные науки. Оно уже основано на адекватных идеях.

Здесь полностью исключается неясность. Эти адекватные идеи общие для всех людей. Это такие идеи как:

  • количество;
  • форма;
  • движение и т.д.

Помимо того, что эти идеи наиболее общи и люди понимают их ясно, в рациональном познании раскрываются связи следствия и причин, связи между идеями. Так мы можем восстановить цепочку причин.

Интуитивное познание

Наиболее полно идеи могут быть раскрыты в интуитивном познании, т.к. в нём мы видим вещи исходящими от Бога.

Интуитивная форма представляет собой озарение. В этом озарении мы понимаем саму сущность вещей. Это самый высокий уровень отчётливости, т.к. он не нуждается в доказательствах.

Иерархичность форм познания Спинозы

Иерархичность форм познания даёт нам понять, что рационализм Спинозы рационален только по своей форме. На самом деле он тяготеет к мистике, т.к. высшая степень познания – интуитивная. Чтобы познать сущность, мы должны стремится чувствовать и видеть вещи в Боге.

Спиноза пишет:

«Всякая идея, которая в нас абсолютна (то есть адекватна и совершенна), является истиной, так как идеи эти даны нам в Боге. А Бог, в свою очередь, оставляет сущность нашего разума».

Для Спинозы познание Бога не представляется неразрешимой задачей. Напротив, он утверждает, что возможно совершенно ясное и отчётливое познание Бога, т.к. человеческая душа обладает адекватным знанием Его сущности.

Сомнение же в природе Бога, которое мучило столько мыслителей долгое время, вызвано ложными сведениями о Боге и неясными, неадекватными идеями. Эти ложные идеи оставались чаще всего на эмпирическом уровне, иногда переходили на рациональный, но не достигали уровня интуитивного.

Таким образом, с повышением уровня познания, степень различения истинного и ложного также повышается.

Воображение, характерное для первого уровня, видит вещи случайными. Оно может совершенно перепутать идеи между собой, всячески их затуманивает. В то же время на рациональном уровне мы начинаем видеть вещи под знаком вечности. Мы видим их необходимыми. Такое видение и любовь к необходимости является целью всякого мыслящего человека.

Понимание необходимости у Спинозы даже в некоторой степени напоминает нам стоиков, т.к. он не признаёт свободной воли. Всё в мире необходимо. Душа всегда желает чего-либо по причине.

Таким образом, этика становится на путь интеллектуализма, а воля приравнивается разуму. Здесь уже мы можем упомянуть не столько стоиков, сколько самого Сократа.

Практическая польза теории познания Спинозы

Спиноза заботится также о практическом применении своей теории. Он оговаривает её полезность, выделяя 4 основных пункта.

  • В первую очередь, правильно познавая, мы действуем по воле Бога, т.к. являемся частью Его природы. И в нашем познании мы познаём Бога, что приносит нам счастье. Таким образом, подчинение судьбе, подчинение божественной воле и представляет собой свободу.
  • Во-вторых, в нас, в каждом индивиде вырабатывается стойкость духа по отношению к превратностям судьбы. Так как всё необходимо вытекает из вечного Божьего закона, мы не можем спорить с чем-либо и называть что-то неправильным. Мы должны смиряться и принимать нашу судьбу мужественно.
  • На общественном уровне мы также не поддаёмся никаким низким аффектам, не завидуем, не насмехаемся над своими ближними. Но мы довольствуемся тем, что имеем. Мы помогаем ближними под руководством не страстей, а рассудка.
  • И не менее полезна такая этика и гносеология будет на политическом уровне. Управление гражданами будет состоять не в слепом подчинении себе, а политики будут осведомлены о всеобщем исполнении долга. И эта идея будет внушаться всем людям. Согласно ей и должно функционировать государство.
Теория познания Спинозы
Предыдущая запись
Атеистический материализм Гольбаха и его основные философские идеи
Следующая запись
Идея духа Гегеля
Добавить комментарий
Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *