Нравственный идеал у Спинозы сформулирован достаточно чётко. Но не следует ограничиваться только абстрактными идеалами: надо воплощать этот нравственный идеал в жизнь, говорит Спиноза. Этика подразумевает действие.
Воплощение нравственного идеала в жизнь проходит ряд этапов:
- беспристрастность в толковании человеческих страстей;
- переоценка главных этических понятий, таких как совершенство и несовершенство, добро и зло;
- прогресс морали, поставленный в связь с познанием;
- любовь к Богу как высший идеал человека.
Беспристрастное толкование обеспечивается геометрическим методом анализа, который Спиноза использует в своей этике. Благодаря ему страсти не являются какими-то отклонениями от нормы, а наоборот подтверждают общий порядок природы. Природа устроена во всех своих сферах, своих аспектах одинаково. Поэтому нашей задачей является не порицание страстей, а понимание их, а также беспристрастие.
Conatus
Спиноза вводит понятие «Conatus». «Конатус» – это импульс или влечения. Конатус представляет собой начало страстей. Он действует в человеческом теле, в человеческой душе, в человеке в общем. Он действует устойчиво и на протяжении достаточно длительного времени. Действует этот импульс на двух уровнях:
- телесно представляет собой влечение;
- в то время как на умственном духовном уровне является волей.
В зависимости от того, как разрешается наш conatus, мы получаем два модуса:
- наиболее положительный модус – это радость;
- отрицательный – это печаль.
Из-за всего, что появляется между ними, возникают остальные страсти.
Страсть
Таким образом, страсть является смутной и неадекватной идеей. И наша задача в том, чтобы просто очистить и прояснить такие идеи. Спиноза не устаёт повторять, что страсть является частью природы. Поэтому обуздать их бывает очень сложно и чаще всего это ведёт к трагичной развязке. Поэтому мы должны узнавать их причины. Это сделает нас свободными.
Если мы поймём, что все люди являются невольными в своих действиях и делают какие-то глупые нелепые поступки не по своей воле, но по необходимости, то уже не будем так настойчиво укорять их. И вместо ненависти мы сможем стать мягче относительно их и, как говорит Спиноза,
«Любовь растопит ненависть».
Бенедикт Спиноза Этика
Итак, этика представляет собой такую же часть природы, как и остальные области знания, области практики. В природе же не существует понятия «совершенного» и «несовершенного». Это модусы человеческого мышления. Они порождаются человеческим сознанием из сопоставления производных предметов человека с реальными.
Реальность не может быть несовершенной. Она совершенна всегда. Подобными модусами является также добро и зло. Это не более чем порождение сознания.
Таким способом рассуждения Спиноза полностью удаляет аксиологическую проблематику (проблематику ценностей) из онтологии. Он называет доброе полезным (теперь мы можем себе это позволить), поэтому добродетель обязательно связана с полезностью в познании Бога и обретении блаженства в этом познании.
Он пишет:
«Для нас действовать по добродетели означает не что иное, как жить, заботясь о самосохранении, руководствуясь разумом и собственной пользой».
Нравственный идеал Спинозы
Интеллектуальное направление этики Спинозы приводит к выводу, что
«Добродетель состоит в мудрости. Невежество же несёт за собой зло. Проясни свои мысли и ты перестанешь быть рабом страстей».
В этом и состоит девиз и нравственный идеал Спинозы. Страсть является всего лишь бессилием души, так как в страстях мы не обладаем адекватным знанием идей. В работе над прояснением идей мы достигаем любви не к текучим вещам мира, которые всё равно проходят и оставляют по себе печаль. Но мы стремимся любить неизменное и вечное – то есть Бога.
Интуитивное познание
Собственно идеал любви к Богу связан с третьим родом познания – познанием интуитивным, в котором мы смотрим на вещи с точки зрения вечности. Такое познание дарит радость, так как в нём мы воспринимаем всё в мире исходящим от Бога и обретаем всё в любви к Богу.
«Любовь разумного человека к Богу является частью бесконечной любви Бога к себе самому».
Эту знаменитую фразу Спиноза произносит в соответствии с этим последним пунктом.
Такое познание необходимо ведёт за собой к блаженству, так как мы знаем истины и причины, а также истинные сущности. И с помощью интеллекта человек рассеивает свои эффекты. Их место заменяют адекватные идеи.
Именно поэтому идеальный мудрец всегда уравновешен, подобно стоику, так как он осознаёт все вещи моментами вечной непреходящей необходимости. И такое сознание приносит мудрецу счастье.