Верховенство права – это прежде всего философская и теоретическая ценность. Суть и сущность социального существования человека в организованном и цивилизованном обществе в следующем:
- личная и правовая безопасность;
- равенство с другими гражданами перед государством и законом;
- защита от произвола государства;
- стремление к человеческому счастью так, как его себе представляет каждый.
Принцип верховенства права
Понятие верховенства права (в его современном теоретическом значении) – это социологическая категория, дающая оптимальные рамки для человеческих свобод, равенства людей в возможностях для успеха.
Другими словами, это государство, в котором общество регулируется не правительством, а верховенством закона. В нём каждый обязан соблюдать это правило. Это правовое государство должно опираться на универсальные гуманистические принципы, такие как:
- справедливость;
- естественные права человека;
- мораль;
- демократия.
Верховенство права – это теоретическая концепция и модель достижения оптимальной человеческой справедливости в обществе. Она обозначает демократическое гражданское государство. В этой стране никто не стоит выше закона, даже законодатель. Как сказал Густав Радбрух:
«Государство призвано издавать законы только при условии, что оно считает себя связанным этими законами».
Верховенство права основывается на простой идее. Пока действительны правовые нормы, они имеют одинаковую обязательную силу для всех (губернаторов, горожан и др.). Другими словами, верховенство права как общественное образование не позволяет никому быть вне или выше демократической правовой системы.
Верховенство права стало инструментальной основой для создания основных элементов гражданского общества, таких как:
- ограничение политической власти справедливостью;
- разделения властей;
- независимость судебной власти;
- политический плюрализм и т.д.
Закон и право при демократии
В один долгий период исторического развития преобладали диктатура и тоталитаризм. Затем наступают периоды, когда идеи о реализации прав и свобод человека выходят на первый план. Тогда происходят следующие перемены в обществе:
- увеличивается число политических партий;
- формируется демократическое правительство посредством свободных выборов;
- обеспечивается равенство всех граждан, имеющих право участвовать в выборах для высших органов власти;
- гражданам гарантируется право свободно объединяться для защиты своих интересов или для достижения социальных, экономических, политических, национальных, культурных или иных убеждений и целей;
- граждане могут свободно создавать политические партии, профсоюзы и другие ассоциации.
Свобода ассоциаций и роль политических партий – верховенство права
Свобода ассоциаций является основой политической системы, основанной на признании плюрализма интересов. А свобода объединения граждан в политические партии является условием эффективного функционирования эффективной политической системы. Эта система основывается на конкуренции политических партий. Она находит своё выражение в свободных выборах.
Конституции отдельных стран гарантируют свободное создание политических партий. Не допускается работа политической партии, которая по своей программе или деятельности угрожала бы демократическому конституционному порядку, независимости, единству или территориальной целостности. Работа такой партии может быть запрещена Конституционным судом.
Запрет политической партии в условиях демократии считается очень деликатным вопросом. Например, конституционный суд Федеративной Республики Германии запретил партии нацистской и коммунистической ориентации в 1950-х годах. А совсем недавно запретил и неонацистские объединения.
С начала второй половины XIX в. политические партии в демократических государствах находились между избирателями и представительным органом. Они определяли не только кандидатов в депутаты, но и продвигали их путём воздействия на избирателей. Они превращали выборы депутатов, прежде всего, в выбор партии. Эта партия в одиночку или в коалиции с другой партией будет осуществлять политическую власть в течение определённого периода времени.
Верховенство права и политическое представительство
Таким образом, правовые отношения представительного мандата утрачивают значение. Основной проблемой представительного правления становятся отношения политического представительства. Депутат является юридически независимым и свободным действовать и принимать решения в представительном органе. Но депутат реально отвечает перед политической партией, от которой он был избран.
Деятельность политических партий в современных демократических многопартийных системах коренным образом изменила систему представительного правления по сравнению с его реальностью в конце XVIII и начале XIX вв.
По конституции это уже не первичные правовые отношения между народом (как держателем неделимого суверенитета) и представителем. Это уже фактические отношения между общественным мнением (или политической волей людей, выраженных на выборах) и политическим составом представительного органа.
В современных демократических государствах система представительного правления (с её конституционной структурой и базовым институтом – парламентом и соответствующими областями и позициями по отношению к другим государственным органам) может быть понята только при сравнительном рассмотрении особенностей и функционирования партийной системы.
Политические партии и партийные системы
Политические партии и партийная система являются представительным правилом во всех современных демократических государствах.
Кроме того, политические партии имеют первостепенное значение для принятия политических решений. Они фактически созданы ради участия во власти (как посредники между гражданином-избирателем и представительным органом, то есть правительством). Это организации, которые пытаются завоевать и использовать власть.
Политические партии формируются и напрямую обращаются к политике, чтобы использовать пространство, стать посредниками между:
- изолированным электоратом, чья способность влиять на политику практически ничтожна;
- и государством, которое наделено исключительно конституционными полномочиями принимать и осуществлять политические решения.
Они проявляют социальную, возрастающую потребность, поэтому их роль, значение и престиж в обществе постоянно растут.
Таким образом, сегодня политические партии становятся более важными во многих отношениях, чем избиратели, от которых они получают полномочия. Партии передают запросы через программные цели, часто становясь самоцелью.
Политические партии являются единственными объединениями, которые признают, что действуют с целью завоевания власти. Этой целью они отличаются от всех других политических объединений. Они не появились с появлением представительного принципа как краеугольного камня современной демократии.
Истоки формирования политических партий
Первоначально даже не предполагалось, что между избирателями и органами государственной власти появятся какие-либо посредники. Политические партии формируются после создания представительных государств двумя способами.
Во-первых, их начало и внешний вид представлены в форме избирательных комиссий, сформированных из отдельных кандидатов на места в парламенте. Их роль заключается в следующем:
- каким-то образом создать определённую репутацию;
- представить кандидата в наилучшем свете для избирателей;
- создать определённые материальные ресурсы, необходимые для успешного участия в избирательном процессе.
Во-вторых, истоки политических партий можно также увидеть с противоположной стороны – в собраниях, где со временем стали появляться определённые парламентские группы. Их задачи:
- время от времени собирать делегатов;
- находить определённые общие позиции по проблемным вопросам;
- обсуждать проблемы граждан на собрании;
- предлагать законы, которые должны были быть приняты.
Дальнейшее развитие привело к объединению этих парламентских групп с соответствующими избирательными комитетами. Так был проложен путь к созданию политических, организованных и систематических групп, обеспечивающих скоординированные действия по обеспечению присутствия в парламенте. Так осуществляется верховенство права.