loader image
Дионисий Ареопагит

Дионисий Ареопагит («ПсевдоДионисий»): философские идеи, «Ареопагитики» и «тайноводственное безмолвие»

В разнообразной исследовательской литературе мы часто можем встретить имя Дионисия Ареопагита с приставкой «псевдо». Дело в том, что Дионисий Ареопагит является персоналией Священного Писания.

Дионисий Ареопагит

Он находился в Ареопаге, в Афинском суде, в котором проповедовал язычникам апостол Павел. Он является современником апостолов. Дионисия, одного из самых учёных мужей, присутствовавших на этом собрании, Павел обратил в христианство.

Но, по легенде, он был мучеником. Такого мнения придерживается как Православная, так и Католическая Церковь. Существуют даты, в которых отмечается день памяти Дионисия.

Однако в 5-6 веках начинают появляться произведения, якобы написанные именно этой персоной. Судя по всему, их писал современник Отцов Церкви. Его называют «Псевдодионисием». Кто скрывается за именем Дионисия Ареопагита? Нам это до сих пор неизвестно.

Корпус «Ареопагитики»

До нас дошло 4 из таких трудов. Все они очень важны и все были популярными. Сам корпус трудов Дионисия называется «ареопагитики»:

  • «О небесной иерархии»;
  • «О церковной иерархии»;
  • «Об именах Божиих»;
  • «О мистической теологии»;
  • и также различные письма.

Все эти сочинения были переведены на различные языки:

  • сирийский;
  • арабский;
  • армянский;
  • латынь;
  • старославянский и др.

Из исторических источников известно, что к ним даже обращались Данте и Иван Грозный. Всех привлекал мистико-мудрственный уклон Дионисия Ареопагита (в частности, идея «тайноводственного безмолвия»).

В целом, философия «ареопагитика» представляет собой переосмысление неоплатонизма в христианских терминах (в частности Прокла – позднего неоплатоника).

«Тайноводственное безмолвие» (апофатическая теология)

У Псевдодионисия в его сочинениях сквозит идея отрицательной негативной теологии (или апофатической теологии). Он выделяет 3 способа означивания Бога:

  • имена, выведенные из чувственно воспринятых вещей;
  • имена, выведенные из интеллигибельных вещей (или умопостигаемых);
  • отрицание.

Имена, выведенные из чувственно воспринятых вещей, означают следующее. Мы наделяем Бога такими предикатами. Из буквального делаем этот смысл иносказательным. Такой способ не является полным.

Имена, выведенные из интеллигибельных вещей (или умопостигаемых) – это благо, добро, красота. Но, конечно, они не вмещают всё богатство этих свойств, которые подразумевает Бог. 

Поэтому Дионисий предлагает главный уровень – отрицание. Отрицание является лучшим означиванием.

Таким образом мы отделяем от Бога все атрибуты, т.к. Он превосходит всё и всех. Такую реальность как Бог лучше могут выразить молчание и мрак, чем слово и свет разума. Свет разума – это всего лишь луч, который не может охватить бесконечно превосходящие его области божественной реальности.

Таким образом, целью мышления провозглашается при достижении конца пути обрести полнейшую бессловесность. Такой путь очень близок к монашеско-аскетическим настроениям первых христиан. 

Это метод познания.

Дионисий Ареопагит и его космология

Какого устройство мира, небесной и церковной иерархии мы можем судить из таких положений?

Всё сущее подвергнуто гармонии, но гармония эта иерархична. Причём иерархична она до мелочей по Божественному уставу. Таким образом нижние чины в этой иерархии черпают в высших силах. Эти силы нужны для восхождения от дольнего к горному, от земного к божественному. Чем выше уровень – тем ближе к Богу, тем сильнее.

Но все они в этом движении стремятся к определённому пределу. К пределу своих сил и, в некоторой степени, к пределу своего существования. Такой предел можно обозначить как «ничто».

Снова мы встречаемся лицом к лицу с такой радикальной богословской апофатикой.

Но ничто – это не чистое отрицание. Это не пустота. Это скорее противоположность пустоты. Это максимальная наполненность божественными смыслами, где никакое положительное суждение уже невозможно. Причина в том, что эта максимальная наполненность включает в себя любое суждение.

Таким образом, кто бы не скрывался за именем Дионисия Ареопагита, он достиг вершин мышления в рамках греческой патристики.

Предыдущая запись
Натуралистическая философия Анаксимандра
Следующая запись
Атомизм Левкиппа и Демокрита
Добавить комментарий
Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *