Торговый город Акриент был в Сицилии одним из самых значительных. Здесь жил и творил философ Эмпедокл. Философия его оказала сильное влияние на современников. Он был знатного рода, поддерживал демократическую партию, и время его пика творчества относят к 445 г. до н. э.
В рассказах античных авторов трудно отделить действительное от вымышленного. Он предстаёт мудрецом, чудотворцем небывалой силы, хорошим медиком. Самая известная легенда повествует, что в старости Эмпедокл жизнь свою окончил самоубийством, бросившись в горящий кратер Этны.
Эмпедокл писал философские стихи и излагал своё мировоззрение в поэмах «О природе» и «Очищение». Из его наследия дошло до нас около 500 строк.
Сообщается, что ему предлагалась царская власть, но он отказался. Видимо, для честолюбивого философа этого было мало. Он ни много ни мало провозгласил себя богом. В пурпурно-золотистом одеянии, с лавровым венком на длинных волосах, он шествовал по городам Сицилии в сопровождении благоговейно молчавших учеников и почитательниц. Десятки тысяч людей прославляли его, касались края гиматия, вымаливая исцеления от болезни, или ожидая предсказания.
В этом человеке истинный алмаз таланта причудливо перемешался с мишурой тщеславия. Недаром ему приписывается изобретение риторики, так что он знал, как воздействовать на публику.
Философ Эмпедокл. Первоначало и учение Эмпедокла о четырёх стихиях
Эмпедокл был первым мыслителем, кто отказался от поиска архэ –первоэлемента, первовещества. В учении Эмпедокла корнем всего существующего не может быть некое одно, так как невозможно, чтобы из одного происходило многое.
Предыдущие натурфилософы предлагали считать за основное вещество один элемент. Кто-то считал в качестве архэ воду, другой – воздух, следующий – огонь. Сицилиец в качестве начала называет сумму этих веществ, добавив от себя землю.
Теория Эмпедокла основывается на 3-х основных идеях:
- наличие множественности основных элементов;
- гипотезу о соединениях, которые образуют элементы;
- признание различных пропорций элементов в их соединениях.
Фактически он совершил скачок к современным представлениям по химии. Теория сицилийского учёного, несмотря на свою лженаучность, явилась той личинкой, из которой вышла настоящая наука. Она возникла в нужное время в удачном месте, так как позволила синтезировать бытующие разрозненные представления и дать основу для следующих шагов.
Мыслитель даёт впечатляющее сравнение для своих 4-х элементов, говоря о палитре цветов, смешивая которые художник получает бесчисленное количество цветов и оттенков.
Эмпедокл о природе и физиологии чувств
Философ подошёл близко к мысли, что для наблюдаемого тела важны не только пропорции, но и внутреннее его строение. Восприятие зависит от устройства органа чувств.
Описывая зрение, он строил свою мысль так, что чувственные восприятия не есть простейшее отображение объективных свойств вещей. Эмпедокл утверждал, что граница между сознательным и бессознательным должна быть ликвидирована. Он заложил фундамент физиологии чувств.
Эмпедокл о любви и вражде как источниках движения
Сицилийскому мудрецу было ясно, что равное притягивает равное, и одновременно господствует принцип их разъединения. Эти процессы носят циклический характер и занимают большие периоды времени.
Движение элементов в противоположных направлениях вызывается любовью или враждой. Любовь соединяет стихии, и возникает многообразие. Вражда разрушает связи и разнообразие исчезает.
Эмпедокл озвучивает начала диалектики. Он признаёт противоположности и непрерывную борьбу между разделяющим и смешивающим началами. Мудрец вводит эти 2 моральные категории – любовь и вражду – как источники и побудительные мотивы движения. Главные идеи Эмпедокла заключаются в рассмотрении материальных и духовных факторов в их единстве. Он остаётся последовательным и верным себе философом.