loader image
Славянские языческие боги

Древние славянские языческие боги: бог Перун и богиня Мокошь

Мифология древних славян отличается сложной структурой и богатым содержанием, что делает её очень интересной. Славянские языческие боги в большинстве своём олицетворяли различные природные стихии и символизировали связь с предками. В этом нет ничего удивительного, если учесть, что жизнь людей в те времена целиком и полностью зависела от милости природы, а родственные связи были очень тесными.

Вообще разные славянские племена, которых было огромное множество (восточные, западные, южные) верили в разных богов. Однако, несмотря на это разделение, их мифологии сохранили много общих черт. Так, например, почти все славяне поклонялись нескольким основным богам, которые имели огромное значение в их жизни.

Древнеславянский языческий бог Перун

Языческий бог Перун

Это самое главное общеславянское божество. Перун считался богом-громовержцем, аналогичным индусскому Индре, древнегреческому Зевсу и древнеримскому Юпитеру. Он повелевал верхним миром. Перуну подчинялось небо, тучи и небесные воды. Он также считался карающим божеством, появление которого внушает страх и трепет. Считалось, что он может послать на землю плодородный дождь, весну и тепло, а может наказать её засухой, разрушительным ливнем или бурей.

Имя этого божества имеет древнеславянское происхождение – «perti» – «ударять».

Образы Перуна

Согласно поверьям Перун – это немолодой, но статный, сильный мужчина, чёрные локоны которого разбавляет седина. Разъезжал он по небу на пламенном коне. Говорили, что, когда по небу разносятся раскаты грома, это бог-громовержец объезжает свои владения, а заодно разит молниями, топорами и стрелами грешников и злодеев.

Со временем к образу Перуна прибавилось ещё одно значение – покровительство в бою. Он стал главным заступником и помощником князей и их дружин, помогал им в ратных делах. Этого бога особенно почитали восточнославянские князья. По инициативе князя Владимира, известного также под именем Красно Солнышко, было возведено в Киеве капище с шестью языческими богами во главе с Перуном.

Праздник Перуна

Сейчас уже трудно сказать, какой день года считался праздником Перуна. Как и все другие старые праздники, он был привязан к сельскохозяйственным работам – ко дню Перуна славяне завершали заготавливать сено, заканчивали уборочную компанию и начинали готовится к посеву озимых. Вероятно, этот праздник отмечали 2 августа. Когда на Руси появилось христианство, задачи главного божества «делегировали» святому Илье Пророку, день поминовения которого тоже приходится на это число.

Однако праздник Перуна, несмотря на явную привязку к сельскому хозяйству, был скорее праздником воинов, чем земледельцев.

В этот день также принято было обливаться холодной водой. Славяне верили, что эта процедура избавляет от недугов, защищает от сглаза и порчи. Сделать это следовало рано утром, стоя босыми ногами на земле. Попасть под дождь в этот день тоже считалось хорошей приметой. Особенно в этот день радовали людей гром и молнии, как главные атрибуты почитаемого божества, – гроза означала, что Перун уничтожает всё зло, что успело расплодиться на земле. Поэтому в грозу всё же не выходили из дому – дабы не стать случайной жертвой божественного гнева.

Древние славянские языческие боги: богиня Мокошь

Языческая богиня Мокошь

Это главное женское божество. И оно же является единственным божеством восточнославянского пантеона, чьё имя точно известно. Но вот что значит это имя – до сих пор не ясно. Есть мнение, что имя богини произошло от слова «мокрый» или от каких-то древних индоевропейских слов, означавших «богатый, благородный» или «прядение». Возможно, более древняя версия имени богини является слиянием частей двух слов: «ма», что означает «мать» и «кош» – «кошёлка, корзина» или «жребий, судьба».

Как бы там ни было, роль этой богини в славянском пантеоне подтверждает чуть ли не каждую из этих версий. В первую очередь, богиня отвечала за урожай, благополучие и всяческие земные блага. Женское божество покровительствовало женской работе, особенно шитью и прядению.

Какой представляли божество Мокошь

Мокошь представлялась как женщина с большой головой и длинными руками, прядущая по ночам в избе. Считалось, что нельзя оставлять на ночь кудель (волокно льна или шерсти) иначе «Макоша опрядёт». Нередко её изображали с рогом изобилия в руках и рогами на голове.

Праздник богини Мокоши

Некоторые учёные считают, что Мокошь была супругой Перуна. Тогда как Перуна почитали в четверг, Мокошь почитали в следующий за этим день – в пятницу. Пятница вообще на Руси считалась женским днём. Из уважения к богине в этот день женщины не пряли, не стирали, не подметали, не мыли полы и вообще старались не делать по дому никакую работу. Разрешалось лишь готовить, и то недолго и немного, так что на этот день еду обычно хозяйки готовили заранее. Считалось, что нарушительниц запрета Мокошь может жестоко наказать: исколоть веретеном или заставить прясть по ночам. Женщин, регулярно пренебрегавших этими правилами, называли «обездоленными».

Особенно жёсткими запреты становились в день почитания богини, который приходился на 10 ноября. Женщинам строго воспрещалось в этот день не только заниматься рукоделием и домашней работой, но даже принимать в дар всё, что с этим связано (веретено, нити, пряжу, кухонную утварь). Не рекомендовалось принимать в дар также одежду и гребни – считалось, что на эти предметы сбрасывают плохую долю на других людей.

В этот день следовало заручиться поддержкой богини, выказав ей своё почтение щедрым подношением. Это могла быть хорошая пряжа, дорогая ткань или гребень. Всё это собирали в одну большую кучу и относили на капище богини. В конце дня, как только заходило солнце, все дары сжигали в большом костре.

Под влиянием православия положительные черты языческой богини со временем перешли на святую Прасковью Пятницу, день почитания которой также стал отмечаться в середине осени. Это также повлияло на то, как представлялись в дальнейшем другие древние славянские языческие боги.

Предыдущая запись
Иератическое письмо, демотическая письменность и иероглифы Древнего Египта
Следующая запись
Архитектура западного средневековья: монументальное искусство и храмы
Добавить комментарий
Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *