История Америки – это не только история колониализма, борьбы за независимость и становления независимой федеративной республики в эпоху Нового времени. Древняя история Америки порой не менее богата и насыщенна, чем древняя история европейского континента.
Древняя история Америки как история становления раннеклассовых обществ
В Америке традиционно выделяются два центра раннеклассовых обществ:
- ацтекско-майянский в Мексике и Гватемале (Мезоамерика);
- инкский (Андский) в Перу и Боливии.
Окружавшие их племена находились на различных уровнях развития. Наиболее продвинутыми были племена Промежуточной области, охватывавшей территорию современных Никарагуа, Коста-Рики, Панамы, Колумбии и Эквадора. Именно здесь под влиянием ранее сложившихся классовых обществ шёл процесс формирования варварских государственных образований.
Вот далеко не полный перечень культур и народов, близко примыкавших по уровню своего развития к очагам цивилизации и испытавших на себе сильное воздействие более развитых обществ:
- пуэбло на севере Мексики;
- тараски и миштеки – юго-западные соседи ацтеков;
- какчикели и кекчи у южных границ городов-государств майя;
- куна в Панаме;
- тайрона, бонда, кимбайя, каука и в первую очередь чибча-муиски в Колумбии;
- тумако и кара в Эквадоре;
- диагиты, атакаменьо и арауканы у южных границ инков.
За их счёт и происходило дальнейшее расширение области высоких цивилизаций, вываривание соседних народов в государственном котле. И здесь близость к центрам цивилизации во многом определяла темпы развития.
Так, арауканы сравнительно поздно, и то лишь частично попавшие под влияние инков, в социальном отношении отставали от населения северных Анд, хотя в экономическом шли с ними наравне.
Отношения с местными племенами
В Северной Америке наиболее передовыми в экономическом и культурном отношении были индейцы юго-запада и юго-востока США. Они издревле были связанны с южными районами. Они получили оттуда навыки производящего хозяйства. Также они испытали сильное культурное и идеологическое воздействие, в том числе религиозное. В свою очередь, они также оказывали определённое культурное воздействие на своих северных соседей.
Остальная огромная масса племён охотников, собирателей и примитивных земледельцев значительно отставала по уровню развития от зоны высоких культур. В Южной Америке наиболее отсталыми были народы, населявшие зону тропических лесов Амазонки:
- араваки;
- карибы;
- тупи-гуарани и другие.
Муиски, жившие на плоскогорье Восточных Кордильер в Колумбии, находились как бы на острове, сплошь окружённом племенами, далеко отстававшими от них по уровню своего социально-экономического развития. Населению северной зоны американских цивилизаций – майя, миштекам, тольтекам – также приходилось постоянно сталкиваться с отсталыми племенами, устремлявшимися из юго-западных районов Северной Америки на юг. Индейцы Калифорнии, несмотря на свою близость к развитым племенам юго-запада США, оставались собирателями и охотниками.
Особенности взаимодействия раннеклассовых обществ и первобытной периферии
1. Весьма значительное несовпадение понятий ближней и дальней периферии с уровнем развития, достигнутым этими племенами
Причину этого следует искать прежде всего в природно-географических особенностях среды. Она зачастую ставила препятствия на пути распространения производящего хозяйства. Кроме того, причиной стали исторические особенности развития Америки. В частности – сравнительно позднее появление государственности и непрерывные миграции.
2. Значительно меньший, чем в Старом Свете, технологический разрыв между центром и первобытной периферией
Это ограничивало возможности экономического воздействия на периферию. Оно проявлялось главным образом в постепенном распространении производящей экономики. Оно началось задолго до появления первых американских государственных образований.
Торговля с периферией, конечно, велась. Например, довольно оживлённую торговлю с соседними первобытными племенами вели муиски:
- от залива Урабы и берегов Ориноко на востоке;
- до нижнего течения Магдалены на севере;
- до тихоокеанского побережья южнее линии экватора.
Именно этими древними торговыми путями испанцы впоследствии проникли в запрятанную в глубине континента страну муисков.
3. Отсутствие значительного технологического разрыва между классовыми обществами и первобытной периферией в Америке
Это очень большая роль военно-завоевательных контактов и миграций. Классовые общества Америки стремились к территориальной экспансии, расширяли свою территорию за счёт первобытной периферии. Они навязывали покорённым племенам свои порядки. Это приводило к включению их в условия государственной жизни или к значительной деформации их общественного строя.
Так, к моменту появления европейцев государство ацтеков простиралось с востока на запад от океана до океана. Ацтеки навязали систему примитивного ограбления в виде данничества огромной массе варварских племён. В идеологической сфере наиболее заметным результатом ацтекского влияния был навязанный ими народам, объединённым под их эгидой, кровавый культ массовых человеческих жертвоприношений. Он использовался как средство устрашения покорённых народов.
Муиски оказывали значительное политическое и идеологическое воздействие на племена лаше и гуане. И проявлялось оно не только через тесные торгово-экономические связи, но и посредством включения последних в единую иерархическую систему военно-политических объединений. В их главе стояли муиски.
История Америки в XIV-XV веках
Сложившееся в XIV-XV веках государство инков объединяло значительное число народов, живших на побережье и в горной части современных Перу, Боливии, Эквадора, Северного Чили и Аргентины. Созданное в результате завоеваний, в том числе первобытной периферии, государство инков насчитывало несколько миллионов человек. Среди них были:
- такие отсталые общности, как примитивные охотники и собиратели уанкапампа, уануку, уркильясу и древнейшие обитатели озера Титикака – индейцы уру;
- примитивные земледельцы – анпара, тухма (в окрестностях Тукумана);
- носители развитой земледельческой культуры – кара, чача-пойяс в Эквадоре, арауканы в Чили, диагиты и атакаменьо в Аргентине;
- такие высокоразвитые сложившиеся общности, как чанка и чину на побережье.
Целый ряд мероприятий способствовал их включению в условия государственного существования:
- система регулярного сбора дани;
- распространение ряда привилегий правящей инкской знати на аристократическую верхушку покорённых племён (в их числе освобождение её от налогов и предоставление права на замещение некоторых должностей);
- вовлечение покорённых племён в завоевательные походы;
- введение в качестве обязательных языка кечуа и государственного культа Солнца;
- насильственное переселение части покорённых жителей (митмайкуна) в другие районы государства.
В результате многие из завоеванных племён подтягивались к уровню развития, достигнутому центром. Через систему управления, торгово-экономические связи, государственный культ их первобытнообщинные институты подвергались разрушению и деформации.
Однако и здесь важным фактором был уровень социально-экономического развития, достигнутый самой первобытной периферией. Так, древние земледельцы арауканы и кара были сравнительно быстро приобщены к политико-административной системе инков. Однако стремление инков включить в государственный механизм земледельцев тропических лесов или примитивных уру, живших рыболовством и собирательством мало к чему привело. Испанский монах Мартин де Моруа писал, что инки пытались заставить их служить в своей армии. Однако уру, не умевшие держать оружия в руках, шли на войну почти безоружными и гибли как мухи. Они не имели никакой военной подготовки.
Великий инка Синчи Рока, считавший уру народом диким и бесполезным, приказал, чтобы уру ежемесячно сдавали налог в виде вшей. Это было своеобразным вкладом в оздоровление общественного быта.