«Нюансы работы нервной, пищеварительной и сердечно-сосудистой систем должны были быть изучены и разъяснены только в следующие столетия с огромным скачком в технологиях». Так объясняет Джек Хартнелл в книге «Всадник без головы».
Что такое тело в средневековье? Что люди знали о теле и, особенно, о мозге?
В прошлые эпохи существование центра, координирующего действия различных органов и функций тела, не предполагалось. Однако уже в Древней Греции мозг начал связывать с разумом.
Платон в 4 в. до н.э. утверждал, что именно мозг является «ключевым рациональным элементом человеческой души». Такого же мнения придерживался один из самых влиятельных римских врачей Гален (II в.). Эту же мысль повторили в средние века известные учёные, такие как Авиценна (X-XI в.).
«Даже более поздние средневековые авторы также соглашались с тем, что мозг является когнитивным центром, важнейшим органом интеллекта и рассуждений», – пишет Джек Хартнелл.
Джек Хартнелл о «диаграмме средневекового мозга»
Замечательный пример того, как развивалась эта концепция, можно найти на страницах энциклопедии 13 в. Её копия сейчас находится в фондах библиотеки Кембриджского университета.
В книге есть обзорная миниатюра, объясняющая процессы, происходящие в мозге. Она изображает схему из линий и кругов. Они представляют либо те же функции органа, либо его отдельные физические элементы. В средние века уже предполагалось, что мозг состоит из отдельных «ячеек».
От «здравого смысла» к хранилищу памяти
«Первый этап мыслительного процесса должен был запускаться сетью нервов, идущих к мозгу и от него и отвечающих за получение и обработку информации от органов чувств».
Эта интерпретирующая функция была возложена на две ячейки. Эти ячейки показаны на рисунке из энциклопедии в виде первых двух кружков слева, соединённых красными линиями с глазами.
Первая ячейка подписывалась как «sensus communis», буквально «здравый смысл». Она должна была стать местом, где собиралась вся сенсорная информация. Они поступали в мозг с помощью вещества, называемого пневма или спирит. Они передавались невообразимо лёгкой, заряжающей энергией материи, связанной с душой. Она циркулирует вокруг головы и тела подобно сенсорной гидравлической системе.
Вторая ячейка, подписанная «mandinatio», трансформировала это абстрактное знание в связную мысль. Из второй круговой ячейки возникают две дополнительные функции:
- «cogitative», то есть способность мозга отражать, преобразовывая чувственные образы в идеи;
- «Estimativa», наша оценка – превращение образов и идей в суждения, на основе которых человек может действовать.
Система мозга, в средневековых представлениях, закрывается пятой ячейкой, кратко именуемой памятью. Эта часть органа, расположенная на затылке, считалась «самой нежной и чувствительной». Именно там должен был быть «журнал», в котором мысли «буквально отпечатывались».
Звучит ли это убедительно для вас?