История вегетарианства

История вегетарианства в средние века (вегетарианские секты)

Книга «Свинья перед окончательным приговором. То, как воспринимали животных в средние века» Майи Ивашкевич привлекает внимание к интересной и очень редко обсуждаемой теме. Какой была история вегетарианства в средневековье? Можно ли было тогда вегетарианство? И что думали о людях, которые это сделали?

Тема поедания животных сегодня связана непосредственно с проблемой их прав и благополучия (а также с глобальным изменением климата). В средние века она воспринималась совершенно иначе. «Церковь не только поддерживала употребление мяса в пищу, но даже приказывала это делать», – подчёркивает Майя Ивашкевич.

«Божественный план»

Согласно средневековому католическому богословию, ни один элемент земной реальности не мог быть случайным, а тем более лишним. Каждое явление и каждое творение было частью Божьего плана. У них была осязаемая или, по крайней мере, символическая функция. Что касается животных, считалось, что они существуют в первую очередь для того, чтобы люди питались ими.

Растительная диета в средние века

В средние века о чисто растительной диете не могло быть и речи.

Мясо считалось своего рода божественной наградой, знаком милости Господа. Церковь запретила употреблять его (но не мясо рыбы) в период поста, который включал даже более половины дней в году. Однако в остальное время поедание дичи или домашнего скота было рекомендовано или даже обязательно. В конце концов, Книга Бытия говорит: «Всё, что движется и живет, предназначено для вашей пищи».

Плотоядная диета была элементом культуры и религии, но также показателем статуса. По необходимости беднейшие люди отказывали себе в мясе. О богатстве дома, статусе семьи и щедрости застолья свидетельствовало количество животных на столе.

Философия вегетарианства

Отказ от мяса по философским причинам – а не как часть аскезы – считался богохульством, актом отказа от небесного дара. В то время термина «вегетарианство» (придуманного только в XIX в.) ещё не существовало. Однако людей, которые придерживались растительной диеты, естественным образом подозревали в еретических наклонностях. Иногда их обвиняли даже в приверженности языческим воззрениям.

В древности не было недостатка в авторитетах, клеймящих поедание животных. В эту группу входил знаменитый Пифагор, были также неоплатоники.

Манихейство и вегетарианские секты

Затем манихеи выступали за отказ от всего, что исходит от животных. По их мнению, всё это принадлежит к испорченному материальному миру. Это религиозное движение, конкурирующее с христианством, было истреблено в западном мире в V в. н.э. Однако в средние века его всё еще очень опасались.

Различные секты, возникшие в последующие столетия, почти всегда рассматривались как замаскированные противоречия в отношении манихейства. Манихеи избегают не только мяса, но и яиц, и даже молока. Поэтому любые проявления вегетарианства (а тем более веганства) привлекали внимание духовенства и инквизиции.

Катары и вегетарианство

Тема вернулась во время кровавых преследований катаров во Франции в XIII в. «Они также разделили мир на материальный и духовный», – пишет автор «Свиньи на Страшном суде. Как воспринимали животных в средние века». «Вегетарианство рекомендовалось из-за их концепции чистой жизни, поста и постоянной молитвы, и они считали животных, являющихся результатом совокупления, нечистыми».

На этом стоит остановиться и подчеркнуть, насколько средневековое вегетарианство отличалось от сегодняшнего. Те, кто выбирает постную диету в XXI веке, говорят о своей любви к животным. Однако те, кто 800 лет назад не ел мяса, аргументировали это отвращением ко всему, что связано с животными.

Предыдущая запись
Медицина в средневековой Европе. Развитие медицины в средневековой Европе
Следующая запись
Джек Хартнелл: как функционировал мозг по мнению людей средневековья
Добавить комментарий
Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *