Эмпедокл проживал на территории Древней Греции, но вдали от основных философских центров – в Сицилии. Сицилия (ныне остров, принадлежащий Италии) тогда имел ряд греческих колоний и из города Акрагант (Агригент) происходил Эмпедокл. Годы его жизни: 484-424 до н.э.
Эмпедокл был очень яркой личностью: живо интересовался философией и, несмотря на удалённость от Элеи (философы-элеаты тогда были наиболее сильны и популярны), он всё равно смог построить собственную систему. Он также известен как политик (что было привычно для философов того времени) и как религиозный деятель, своеобразный мистик.
Версии о кончине
С его статусом связаны события его кончины. Неизвестно, как умер Эмпедокл:
- по одной версии, он исчез во время исполнения какого-то мистического ритуала;
- по другой версии, бросился в вулкан Этна, что находился там же, на Сицилии.
Труды Эмпедокла
Философия и учение Эмпедокла изложено в двух произведениях, фрагментарно дошедших до нас:
- «О природе» (трактат о физике);
- «Очищение» (мистические упражнения).
Обе работы взаимосвязаны и раскрывают его учение. Эмпедокл отталкивается от Парменида – весомой фигуры философского сообщества того времени – и пытается преодолеть апории Зенона.
Бытие, рождение и смерть
С Парменидом Эмпедокл согласен: бытие есть, небытия нет. Из этого он делает вывод, что нет ни рождения, ни смерти – это иллюзорные явления, выдумка людей, которые не умеют как следует объяснить мир.
Вместо такого профанного объяснения Эмпедокл вводит своё новое объяснение: нет абсолютно единого бытия, но есть четыре субстанции – четыре элемента бытия:
- вода;
- воздух;
- огонь;
- земля.
Эти элементы он называет «корнями всех вещей».
На первый взгляд человеку кажется, что что-то рождается и что-то умирает; на самом деле вещи лишь бесконечно переливаются – сочетаются и распадаются – из одних элементов (субстанций) в другие.
Поворот к плюрализму
Самое важное для истории философии в том, что происходит уход от моноархии (поиска одного начала) к плюрализму начал. Начал может быть несколько – и это нормально, — утверждает Эмпедокл.
Космические силы: любовь и вражда
Что управляет сложением этих корней и их разрушением? Два космических начала — любовь и вражда, которые постоянно взаимодействуют и чередуются друг с другом:
- любовь соединяет вещи;
- вражда их разрушает.
Эмпедокл не ставит выше ни одну из них. Он не считает, что любовь благодаря соединению более божественна, чем вражда. Обе силы равны – это основные законы существования сферического бытия.
Идея сферы бытия восходит к Пармениду, но у Эмпедокла эта сфера неподвижна: когда любовь соединяет как можно больше из четырёх элементов, сфера формируется и имеет чёткие границы. Но затем вмешивается вражда, и сфера растрясается, делится, происходит распад. Всё это – порядок космоса, так он устроен.
Теория познания
У Эмпедокла познание имеет прямую связь с его четырьмя элементами – корнями бытия. Люди имеют в своей основе различные сочетания этих элементов и ими же познают те же элементы в окружающих вещах: элементы познают элементы.
Сохранилась поэтическая формула Эмпедокла:
«Землёю мы ведомы к земле, водой – к воде, с эфиром узнаём божественный эфир, с огнём – огонь-сокрушитель, с любовью – любовь, со спором – распрю скорбную».
Мыслим мы сердцем и мышление проходит по человеку вместе с кровью – мысли «перегоняются» кровью.
Теология Эмпедокла в «Очищении»
В произведении «Очищение» дана теология Эмпедокла. Согласно ей, люди греховны. Из-за этого их изгнали с Олимпа, и они вынуждены теперь постоянно перерождаться. Здесь снова проявляется орфический метемпсихоз – переселение и перерождение души из-за её несовершенства.
Почему его трактат называется «Очищение»? Потому что в нём даются упражнения – мыслительные и физические – чтобы очистить душу и обрести бессмертие.

