загрузчик изображения
Эмпедокл философия

Эмпедокл: философия и «корни бытия»

Эмпедокл проживал на территории Древней Греции, но вдали от основных философских центров – в Сицилии. Сицилия (ныне остров, принадлежащий Италии) тогда имел ряд греческих колоний и из города Акрагант (Агригент) происходил Эмпедокл. Годы его жизни: 484-424 до н.э

Эмпедокл был очень яркой личностью: живо интересовался философией и, несмотря на удалённость от Элеи (философы-элеаты тогда были наиболее сильны и популярны), он всё равно смог построить собственную систему. Он также известен как политик (что было привычно для философов того времени) и как религиозный деятель, своеобразный мистик.

Версии о кончине

С его статусом связаны события его кончины. Неизвестно, как умер Эмпедокл:

  • по одной версии, он исчез во время исполнения какого-то мистического ритуала;
  • по другой версии, бросился в вулкан Этна, что находился там же, на Сицилии.

Труды Эмпедокла

Философия и учение Эмпедокла изложено в двух произведениях, фрагментарно дошедших до нас:

  • «О природе» (трактат о физике);
  • «Очищение» (мистические упражнения).

Обе работы взаимосвязаны и раскрывают его учение. Эмпедокл отталкивается от Парменида – весомой фигуры философского сообщества того времени – и пытается преодолеть апории Зенона.

Бытие, рождение и смерть

С Парменидом Эмпедокл согласен: бытие есть, небытия нет. Из этого он делает вывод, что нет ни рождения, ни смерти – это иллюзорные явления, выдумка людей, которые не умеют как следует объяснить мир.

Вместо такого профанного объяснения Эмпедокл вводит своё новое объяснение: нет абсолютно единого бытия, но есть четыре субстанциичетыре элемента бытия: 

  • вода;
  • воздух;
  • огонь;
  • земля.

Эти элементы он называет «корнями всех вещей».

На первый взгляд человеку кажется, что что-то рождается и что-то умирает; на самом деле вещи лишь бесконечно переливаютсясочетаются и распадаются – из одних элементов (субстанций) в другие.

Поворот к плюрализму

Самое важное для истории философии в том, что происходит уход от моноархии (поиска одного начала) к плюрализму начал. Начал может быть несколько – и это нормально, — утверждает Эмпедокл.

Космические силы: любовь и вражда

Что управляет сложением этих корней и их разрушением? Два космических начала — любовь и вражда, которые постоянно взаимодействуют и чередуются друг с другом:

  • любовь соединяет вещи;
  • вражда их разрушает.

Эмпедокл не ставит выше ни одну из них. Он не считает, что любовь благодаря соединению более божественна, чем вражда. Обе силы равны – это основные законы существования сферического бытия.

Идея сферы бытия восходит к Пармениду, но у Эмпедокла эта сфера неподвижна: когда любовь соединяет как можно больше из четырёх элементов, сфера формируется и имеет чёткие границы. Но затем вмешивается вражда, и сфера растрясается, делится, происходит распад. Всё это – порядок космоса, так он устроен.

Теория познания

У Эмпедокла познание имеет прямую связь с его четырьмя элементамикорнями бытия. Люди имеют в своей основе различные сочетания этих элементов и ими же познают те же элементы в окружающих вещах: элементы познают элементы.

Сохранилась поэтическая формула Эмпедокла:

«Землёю мы ведомы к земле, водой – к воде, с эфиром узнаём божественный эфир, с огнём – огонь-сокрушитель, с любовью – любовь, со спором – распрю скорбную».

Мыслим мы сердцем и мышление проходит по человеку вместе с кровью – мысли «перегоняются» кровью.

Теология Эмпедокла в «Очищении»

В произведении «Очищение» дана теология Эмпедокла. Согласно ей, люди греховны. Из-за этого их изгнали с Олимпа, и они вынуждены теперь постоянно перерождаться. Здесь снова проявляется орфический метемпсихозпереселение и перерождение души из-за её несовершенства.

Почему его трактат называется «Очищение»? Потому что в нём даются упражнения – мыслительные и физические – чтобы очистить душу и обрести бессмертие.

blank
Опубликовал(а) Виталий Михайлов
Магистр философских наук. Выпускник БГУКИ (аспирантура по специальности "Теория и история культуры"), БГУ (магистратура по специальности "Религиоведение, философская антропология, философия культуры"), МГПУ им. И.П. Шамякина (специалитет по специальности "История. Социально-политические дисциплины") и РИВШ (переподготовка по специальности "Культурология"). Бывший преподаватель социально-политических и философских дисциплин (БГУКИ).
Предыдущая запись
Софистика в философии – поворот к человеку
Добавить комментарий
Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *