Попробуйте вообразить образ средневекового врача за работой? Есть все шансы, что этот образ будет связан с пиявками, шарлатанскими зельями и отверстиями, просверлёнными в черепах несчастных пациентов. Медицина в средневековой Европе постоянно развивалась. Врачи средневековой Европы действовали взвешенно, основывались на фактических данных и потенциально эффективных советах. Но средневековая медицина редко соответствовала современным стереотипам.
Нельзя отрицать, что наши средневековые предки не имели доступа ко многим медицинским вмешательствам, которые мы сегодня считаем само собой разумеющимися, в том числе к антибиотикам, вакцинации и общей анестезии.
Когда страшная «Чёрная Смерть» прокатилась по Европе в XIV в., средневековые врачи мало что могли сделать, чтобы остановить её прогресс. Более того, примерно 30% всех новорожденных умерли вскоре после родов.
Но взгляните поближе на практику медицины в Средневековой Европе, и вы обнаружите богатое разнообразие методов лечения, которые действительно применялись в то время. Заболеть в Средние века – это не смертный приговор.
Сборщики мочи в Средневековье
Медицина в средневековой Европе характеризуется большой популярностью уринотерапии. Средневековые врачи и целители главным средством диагностики болезней считали мочу. «Ключ к оценке состояния здоровья пациентов лежит в содержимом их мочевых пузырей» – так писал врач Архиматтей, давая советы своим коллегам-врачам ещё в XII в. «Если изменение пульса указывает на то, что человек болен, то вид болезни ещё лучше определяется мочой», – советовал Архиматтей. «В то время как вы смотрите на мочу в течение длительного времени, вы должны обратить внимание на её цвет, вещество и количество, а также на её содержимое».
Быстрый подъём по лестнице, здоровый сон и диета как профилактика болезней в Средние века
Возможно, один из самых удивительных фактов о медицинских знаниях в Средние века заключается в том, что было широко распространено понимание важности соблюдения здорового образа жизни (чтобы в первую очередь не заболеть – профилактики).
Некоторые из ключевых средневековых представлений о профилактике болезней и о правильном образе жизни (например, о необходимости соблюдать умеренную диету, много спать и регулярно заниматься физическими упражнениями) не отличались от наших современных представлений.
В 1315 году валенсийский врач Петер Фагарола посоветовал своим сыновьям, студентам в Тулузе, что «достаточный и естественный сон – это спать четвёртую часть естественного дня… если хотите, гуляйте ежедневно где-нибудь утром и вечером. Если вы не можете выйти из своего жилища … быстро поднимитесь по лестнице три или четыре раза».
Тем, у кого не было средств для оплаты услуг врачей, могли обратиться к руководствам по самопомощи. Эти руководства описывали как вести здоровый образ жизни. Они пользовались большой популярностью и распространялись в письменном и устном виде.
Лечение кровопусканием в Средние века
Профилактика считалась лучшим методом, чем лечение. Наши предки верили, что поддержание в равновесном состоянии всех жидкостей организма – крови, жёлтой желчи, чёрной желчи и мокроты – является залогом хорошего здоровья.
Они также считали, что кровопускание является наиболее эффективным средством для достижения этого баланса, поскольку оно удаляет избыточное или повреждённое гуморальное вещество из организма. В результате кровопускание было самым распространённым из всех средневековых методов лечения.
Однако даже кровотечение практиковалось с осторожностью. В 1150 г., страдая от затяжных симптомов сильной простуды, Пётр Достопочтенный, аббат Клюни, решил не продолжать своё обычное кровопускание «чтобы кровь не захватила мое тело, кровопускание было бы опасно».
Чистый воздух
Наши средневековые предки также помнили о взаимосвязи между своим благополучием и ближайшим окружением. Они признавали важность чистого воздуха и воды и считали, что чума и другие болезни передаются через испорченный, едкий воздух и загрязнённую воду. Когда Чёрная Смерть разразилась в Пистое, Италии, в 1348 году, правительство распорядилось, чтобы «во избежание зловония, исходящего от мёртвых тел, каждая могила была вырыта на глубину двух с половиной локтей».
Медицина в средневековой Европе и старение населения
К XV в. медицинская помощь помогла многим людям пережить уязвимые периоды младенчества и детства и дожить до зрелого возраста. На самом деле, некоторые люди доживали до старости – стадии жизни, которая, как считалось, требовала особой бдительности.
Врач Альдобрандино из Сиены писал в своём «наставлении», что человек старше 65 лет «должен избегать очищения и кровопускания, если только потребность в этом не очень велика; и принимать хорошую пищу, которая слегка приготовлена, и пить старое красное вино, и держаться подальше от вина, которое белое или новое».
Конечно, большинство людей не доживало до глубокой старости в полном здравии. Они подхватывали инфекции, ломали кости и страдали хроническими заболеваниями. Когда они это делали, целый ряд практикующих врачей – от врачей и хирургов до аптекарей и других целителей – были под рукой, чтобы лечить их.
Врачи Средних веков: обучение и практика
Начиная с XIII века начинающие врачи могли изучать медицину в зарождающихся университетах, особенно в Болонье, Монпелье и Париже. В то время как некоторые врачи следовали университетским курсам, другие получали практический опыт, служа и помогая признанному практикующему врачу.
Врачи оставляли хирургам задачи разрезания или применения методов лечения к телу. Врачи предлагали рекомендации, основанные на истории болезни пациента и наблюдении за пульсом, мочой и кровью.
Аптекари дополняли работу врачей, поставляя лекарства, которые они назначали пациентам. Лекарства делались из растительных, минеральных и животных веществ, начиная от повседневных и заканчивая экзотическими.
Английская версия популярной книги советов Secreta secretorum содержит инструкции, что пациенты должны «принять somtyme электуарий из дерева, называемого алоэ, и Рубарбе, который является драгоценным thynge… и это будет делать [вам] moche хорошо».
Средневековый электуарий
Электуарии представляли собой лекарственные пасты, подслащённые сахаром или мёдом, что делало их ингредиенты вкусными и легко проглатываемыми. Что было не совсем приемлемо, так как стоимость некоторых из этих ингредиентов (редких веществ, таких как толчёное золото, сандаловое дерево и безоары – камни, которые естественным образом образуются в кишечнике быков и других животных), могли быть невероятно дорогими.
Хирургия в Средневековье
Некоторые врачи специализировались на хирургических процедурах, таких как удаление зубов и хирургия катаракты.
В XIII веке итальянец Бенвенут Грасс опубликовал популярное описание своего метода лечения катаракты. Грасс выступал за практику кушетки, при которой хирург использовал острый инструмент для перемещения мутного хрусталика на дно глаза пациента. Грассус наставлял практикующих врачей использовать золотую или серебряную иглу чтобы «коснуться больного вещества… и сдвинуть его с места перед зрачком. Тогда толкай его хорошенько, – советовал он, – держи так, пока не произнесёшь четыре pater noster».
Неотложная медицинская помощь врачей Средневековья
Другие практикующие врачи помогали людям в моменты неотложной медицинской помощи, особенно на поле боя.
18 апреля 1471 г., через четыре дня после битвы при Барнете, Джон Пастон II из семьи Пастонов из Норфолка смог сообщить своей матери, что его брат, также Джон, выжил после ранения стрелой в нижнюю правую руку. Иоанн II подтвердил, что рана была перевязана, и заверил свою мать, что «он сказал мне, что он доверяет мне, что он будет все holl [хорошо] wyth-in ryght schort tyme».
Остеологические исследования скелетов с мест сражений свидетельствуют о жестокости средневековых войн. Эти исследования также показывают, что некоторые солдаты оправились от серьёзных ранений, полученных ранее, – в ряде случаев, предположительно, в результате медицинского вмешательства.
Медицина в средневековой Европе и духовное благополучие
Несмотря на всё влияние и эффективность средневековых врачей, нельзя уйти от того факта, что они действовали в преимущественно христианском обществе, в котором выздоровление от болезней было широко связано с религиозным благочестием.
Церковный собор 1215 г. предписывал больным обращаться за помощью к священнику, прежде чем посещать врача, потому что «болезнь тела иногда может быть результатом греха… когда причина прекращается, то прекращается и следствие». Приходские священники, монахи и монахини играли важную роль в лечении больных, часто обладая значительными медицинскими знаниями.
Больницы обычно следовали монашескому правилу и старались оказывать своим пациентам как духовную, так и физическую помощь. Духовное и эмоциональное благополучие пациентов считалось особенно важным в учреждениях, предлагавших лечение длительных хронических заболеваний, таких как проказа.
Устав больницы для прокаженных женщин в Руане, Франция, изданный в XIII веке, предписывал настоятельнице «быть чуткой, признавать и проявлять сострадание к немощам сестёр».
Многие из наших средневековых предков вполне довольствовались доверием к квалифицированным медикам и опытным священнослужителям. Другие искали более радикальные решения.
Чары и талисманы Средневековья
Попробуйте полистать страницы средневековых медицинских текстов Средневековья (многие из них доступны в Интернете), и вы столкнётесь с чарами – лекарствами, чья сила была получена из слов.
Создатели талисманов часто ссылались на святых и библейских персонажей, чтобы передать законность этих методов лечения. Заклинание против лихорадки, приписываемое флорентийскому алхимику XV в. Бистиусу, включает в себя написание священных слов на трёх листьях шалфея. Затем листья следует, как советовал Бистий, «есть три дня на голодный желудок, по одному в каждый день». Таким образом, пациент буквально поглощал целебные свойства слов.
Медицинское отношение к телу в Средневековье
Некоторые врачи рекомендовали людям использовать человеческую кровь и ткани в качестве лекарственных ингредиентов. Неудивительно, что церковные и правительственные чиновники плохо относились к подобной практике. В начале XV в. повитуха Перрет де Руан была заключена в тюрьму в Париже за получение тела мертворождённого ребёнка, чтобы использовать его плоть для лечения проказы.
В середине 1480-х годов Томас Ле Форестье, элитный французский врач в Лондоне, использовал посвящение (королю Генриху VII) своего трактата об английской потливой болезни, чтобы атаковать «неопытных людей» за то, что они «обманывают мир ложью».
Медицина в средневековой Европе: прогресс или упадок?
И всё же, несмотря на всю «неопытность» людей и всю их «лживость», нельзя изменить тот факт, что наши средневековые предки обладали исчерпывающим знанием собственного тела и доступных им медицинских возможностей. Как и мы, они хотели прожить долгую, здоровую жизнь. Как и мы, наши средневековые предки были полны решимости использовать все имеющиеся в их распоряжении инструменты, чтобы добиться этого. Поэтому нам такой странной предстаёт медицина в средневековой Европе.