Эволюция человеческого общества в направлении глобализации становится всё более очевидной практически во всех областях современной человеческой деятельности. Особенно это проявляется в области экономики и коммуникации. Деятельность по связям с общественностью и международные связи с общественностью также становятся всё более ориентированными на международные СМИ.
Связь с общественностью в сфере международных отношений
Связи с общественностью, осуществляемые в международной среде, не составляют какую-то отдельную область этой деятельности. Это лишь конкретное применение традиционных областей общественных отношений, характеристики которых определяются культурной средой.
В специальной литературе и в отдельных нормативных актах имеются чёткие определения роли общественных отношений в международной среде. В них указывается следующее:
«Информационная и общественная деятельность обеспечивает взаимодействие посредством средств массовой информации с международной средой и делает возможным передачу информации в режиме реального времени из любой точки земного шара».
Формы связи с общественностью в международной среде
Связи с общественностью, осуществляемые специализированными структурами в международной среде, проявляются в следующих формах:
- продвижение в общественном мнении других государств и международных СМИ имиджа страны (или организации) для достижения конкретных целей за пределами государственных границ;
- информирование международного общественного мнения посредством установления связей с местными средствами массовой информации;
- информирование СМИ о характере и справедливости действий страны (или организации) с целью достижения через неё общественного мнения за рубежом;
- продуктивные отношения с лидерами общественного мнения из международной среды, посредством которых формируется общественное мнение в других государствах;
- деятельность, осуществляемая в области связей с общественностью в рамках международных, правительственных или неправительственных организаций.
При организации и проведении мероприятий по связям с общественностью в международной среде необходимо принимать во внимание определённые особенности.
Особенности целевой аудитории в международной коммуникации
Важнейшая особенность международной коммуникации – это необходимость адаптации к особенностям целевой аудитории. Прежде чем предпринимать какие-либо действия, следует изучить аудиторию, которой должны быть представлены различные сообщения.
Игнорирование особенностей получателя приведёт к тому, что отправленное сообщение вызовет ожидаемые противоположные эффекты. Вместо того, чтобы обрести доброжелательность, доверие и симпатию, возникнет раздражение, неприязнь и неприятие.
Документация и Интернет
Сегодня становится всё более исчерпывающей документация в любой области. Через сеть Интернет можно осуществлять следующее:
- отслеживать в режиме реального времени радио- или телевизионные станции;
- читать публикации из любого географического региона;
- делать междугородние звонки;
- обращаться к базам данных и библиотекам из любой области земного шара.
Однако в исследовательской деятельности могут возникнуть трудности из-за дезинформации и языка, на котором доступна необходимая информация. Это может привести к определённым барьерам в процессе коммуникации.
Планирование как этап связи с общественностью
Есть ряд трудностей, возникающих при определении проблемы, которая должна быть решена посредством деятельности по связям с общественностью в международной среде, а также в ходе её исследований. Они определяют менее строгое планирование, чем в случае действий, осуществляемых на местном уровне.
Кроме того, этой повышенной степени вероятности также способствует то, что этап оценки не даёт эффективных результатов в международной коммуникации. Следовательно, ни исправления, ни решения недостатков не могут быть приняты с оперативностью.
Обратная связь в международной коммуникации
Получить обратную связь о результатах процесса коммуникации сложнее. В этом случае, помимо культурных барьеров, существует также географическая дистанция. Это уменьшает возможность получения быстрой обратной связи.
В результате, принятие сообщения, подлежащего передаче, будет сделано после проведённого ранее исследования и в меньшей степени будет основано на объективных фактах и отзывах.
Отсутствие достаточной обратной связи делает результаты запросов на этапе оценки менее точными. Кроме того, труднее обнаружить все результаты деятельности по связям с общественностью в международной среде, такие как совокупность сообщений в письменной прессе после пресс-релиза, количество оповещений в новостных передачах зарубежных радио- или телестанций и т.д.
Связи с общественностью и международное право
Деятельность по связям с общественностью осуществляется под влиянием нескольких законодательных систем. Деятельность по связям с общественностью должна учитывать одновременно или последовательно несколько национальных законов, которые имеют к ней отношение.
Этот факт заставляет специалистов по связям с общественностью требовать большей специализации. Им нужно хорошее знание не только законодательной среды «дома», но и других географических областей. Это знание зависит от места, где находится целевая аудитория.
Особенности связи с общественностью в географических областях
Деятельность по связям с общественностью имеет свои особенности в разных географических областях. Культура каждой географической области имеет определённые особенности.
Однако недостатки, связанные со спецификой географического фактора, всё труднее преодолеть. Причина в глобализации информации и возможности её передачи или получения в режиме реального времени в любой точке земного шара.
Неудобства, вызванные культурными барьерами, также не так велики. Из-за одной и той же глобализации культурные различия имеют тенденцию размываться до общепринятого уровня. В то же время всё больше и больше людей готовы проводить мероприятия за пределами страны. Следовательно, они осознают тот факт, что им приходится сталкиваться с культурным шоком.
Влияние международных связей с общественностью на изменение культурного климата
Не всегда осуществление деятельности в международной среде обязательно означает изменение культурного климата. Во многих случаях деятельность по связям с общественностью международного характера осуществляется «из дома». Они направлены только на целевую аудиторию.
Поэтому предсказуемый культурный шок в этих случаях будет более ослабленным. Он не предполагает адаптацию участников к другому образу жизни и ритму. Это означает знание наиболее важных особенностей целевой аудитории, а также адаптацию сообщения к этим особенностям.
Международные отношения также представляют собой вмешательство различных культур, чьи конкретные, специфические аспекты могут быть более или менее подчёркнуты. Неспособность признать эти особенности может вызвать дискомфорт в общественных отношениях со структурами в других государствах.