Известно, что Платон часто прибегал к мифологии в своих философских исканиях. И, таким образом, выражением всей философии Платона в целом принято считать миф «О пещере», который был записан в середине диалога «Государство».
Рассмотрим подробно образ пещеры, который рисует Платон.
Смысл мифа «О пещере»
Платон говорит о тёмной пещере, в глубину которой на одну из стен падает свет. В пещере находятся люди. Они связаны по рукам и ногам. Они не могут ни подвинутся, ни, тем более, выйти из пещеры. Взгляд их направлен не на выход из пещеры, а на противоположную выходу стену.
На входе из пещеры расположена стена из камней, за которой мы тоже видим людей, но уже свободных людей. Эти люди свободно прогуливаются, разговаривают друг с другом и некоторые из них проносят на голове разнообразные статуи. Позади этих людей горит костёр. Завершает эту картину светящееся солнце.
Благодаря солнечному свету тени статуй, проносимых людьми, проникают на стену пещеры. В пещеру также проникает эхо голосов людей снаружи. Таким образом, узники пещеры способны наблюдать только тени и слышать какие-то отголоски. Это и есть их реальность. Истинных причин этих теней и этих отголосков они, конечно же, не знают и узнать не могут (так как отгорожены от внешнего мира).
Этот миф получил 4 значения в зависимости от проблематики, которая поднимается в философии Платона.
Миф «О пещере» – суть онтологической трактовки
Первое и основное значение – онтологическое. Онтология – это философское учение о бытии, о понимании бытия, о существовании и реальности. Таким образом,
- тени – это ненастоящее бытие, это «кажимость» бытия;
- статуи – это сами вещи;
- каменная стена снаружи – это чёткое разделение, которое проходит между двумя видами бытия (чувственным и идеальным);
- люди во внешнем бытии проживают свою жизнь в истинном бытии (в контексте философии Платона – это не совсем люди, а идеи, обладающие истинным бытием);
- солнце – это идея блага.
В такой онтологической трактовке мы видим градацию бытия: от небытия (тени) до абсолютного бытия (солнца – идеи блага).
Миф «О пещере» – анализ гносеологической трактовки
Вторая трактовка – гносеологическая, т.е. соотносящаяся с учением о познании Платона. Согласно гносеологической трактовке, в мифе «О пещере» представлены на этот раз градация ступеней познания.
Когда человек созерцает тени действует его воображение. Если он сможет увидеть уже сами статуи, то это будет уже не голое воображение, а подкреплённое – это верование. Далее ему необходимо в диалектике осознать, что свет, дающий тени, исходит не от костра, а от солнца – от высшей идеи. Этот свет достигается в диалектике – то есть в философии. В этом контексте костёр, например, можно сравнить с математическим знанием.
Миф «О пещере» – краткое объяснение этической трактовки
Следующая трактовка – этическая. В этической трактовке мы понимаем, что люди – это узники. Если в своей моральной жизни мы будем поддаваться чувствам, то мы так и останемся узниками пещеры (пещерными людьми). Чтобы жить в духе, мы должны обернуться к свету. Проходя этот путь из пещеры через препятствия к солнцу, мы морально преображаемся благодаря познанию блага. Путь освобождения – путь преображения.
Cуть политической трактовки
Последняя трактовка – политическая. В политическом значении поднимается ещё одна проблема. В связи с этим мифом «О пещере» Платон говорит следующее. Допустим, один из этих узников освободился и вышел из пещеры. Он вышел из пещеры и увидел истинную причину этих теней – солнце, которое является высшим благом.
Если он является высокоморальным существом (а если он преобразился и не может не быть высокоморальным), то он должен вернуться за другими узниками. Такое возвращение, конечно, это очень сложный процесс. После того, как ты видел свет, тяжело возвращаться назад в эту тьму. Кроме того, нужно заново адаптироваться к этой тьме невежества. Нужно понимать, что далеко не каждый будет согласен выслушать тебя, хотя ты вещаешь истину. Также ты рискуешь быть убитым (здесь мы можем вспомнить учителя Платона – Сократа).
Этот миф – очень красивый философский образ.
Последователи Платона в Академии
Сам этот миф и философию Платона развивали его последователи в Академии (школе, основанной в 388 г. до н.э.). Платон оставался в Академии до самой своей смерти. Целью Академии было воспитание людей и организация нового вида знания для людей нового типа, способных изменить государство в лучшую сторону. В целом, цель Академии была больше политико-философской.
Кроме того, в Академию допускались совершенно разного склада люди, приверженцы разных видов знания. Платон был рад всем, т.к. это разнообразие вносило интерес в споры и помогало «выбить искру истины».
После смерти Платона управлять Академией начал его внук Спевсипп, который был не таким искушённым философом, как его дед. Он свёл весь платонизм к числам, к математике. Он растерял очень много существенного во всей платоновской концепции.
После него Ксенократ, пытавшийся восстановить традиции. Но в целом, после смерти Платона, Академия уже не была такой сильной философской школой.
После Ксенократа управление Академией взяли на себя Полемон, Кратет и Крантор. Они уже были представителями философии эллинизма и уже больше увлекались учениями, далёкими от платонизма. За самим платонизмом (поддержанием и развитием идей Платона) они практически не следили. По этой причине спустя века своего существования Академия пришла к распаду.
Дело Платона продолжилось в самом блистательном его ученике – Аристотеле.