Продолжателем натуралистической философии стал Анаксимандр. Философия Анаксимандра легла в основу последующей натуралистической философии.
Труд «О природе» Анаксимандра
Жил он, как и Фалес, приблизительно в 7-6 веке до н.э. (современные учёные-исследователи античности указывают даты с 610 по 540 гг. до н.э.). Родом он был из Милета (столицы научно-философской мысли того времени).
Анаксимандр известен тем, что написал работу, которая называлась «О природе». Эта работа стала эталоном для философских трудов. Она заложила новую традицию научного сочинения. Она была написана в прозе, а не в стихотворной форме (как было принято писать различные религиозные и около-философские литературные трактаты).
Позднее, в Средние века и в Новое время (намного позже античной эпохи) философы часто обращались к такому классическому названию «О природе», когда они писали свои программные сочинения.
Философия Анаксимандра: что нового он предложил?
Анаксимандр был знаком с Фалесом, считается его учеником. Он следовал Фалесу в своих поисках первоначала. Но, в отличие от своего учителя, он пытается отделить понятие «Фюзис» от первоначала.
«Фюзис» – это природа, это то, что необходимо объяснить. Первоначалом он называет «Архэ» – это то самое единое, первое, первопричина всех вещей и основа природы, которую мы можем видеть.
Также его не устраивает вода, которую его учитель Фалес считает началом всей жизни и существования всех вещей, явлений мира. Он утверждает, что у первоначала должны иметься следующие качества:
- первоначально не должно быть никак определено (вода определена, поэтому она вторична);
- оно не должно иметь границ (на основе этого критерия Аристотель позднее назовёт первоначало Анаксимандра «апейроном», т.е. не имеющим границ – так оно и войдёт в историю философии);
- кроме того, первоначало бесконечно и безначально, оно и есть начало для себя, оно безгранично как качественно, так и количественно.
Философия Анаксимандра: идея первоначала
В таком первоначале («апейроне») возникают все вещи. Так происходит генезис вещей.
Так как оно безгранично, то мы не можем определить чётких границ. Вот есть это безграничный неопределённый апейрон. В нём порождаются вещи. Порождаются тем, что он их сам ограничивает от себя, даёт им различную форму. Все они существуют в нём. Все эти вещи возникают по необходимости.
Также теорию учения Анаксимандра от учения Фалеса отличает то, что он вводит небольшой религиозный оттенок и при этом рационализирует этот оттенок.
Вещи возникают по необходимости. Их судья – это время. Оно и ограничивает их. В пространстве их ограничивает апейрон, а во времени – само время (греческий «хронос»).
Рождаясь, каждая новая вещь противопоставляется другой вещи. Этими противопоставлениями движет справедливость, которая никаким образом не может быть достигнута. Вещи «1» противопоставляется вещь «2», вещи «2» противопоставляется вещь «3».
Космология Анаксимандра
Мир несовершенен. И это будет продолжаться так бесконечно.
Мы видим в этом разработанную космологию Анаксимандра. В этой космологии он видит Землю в форме цилиндра. Она находится в пространстве и не распадается, не разрушается, потому что все вещи противостоят друг другу и скреплены вечным противостоянием.
Конечно, такое объяснение земной формы может сегодня показаться смехотворным, но на тот момент новшество такое заключалось в том, что Земля, её строение, её расположение и форма уже не объяснялась мифологически. Объяснение было уже чисто физическим.
В этом и заключается натуралистическая философия Анаксимандра.