Проблема зла и свобода воли Августина Блаженного тесно связана (в его философии) с проблемой творения мира. В связи с разработкой концепции сотворения мира из ничего, Августин задаёт вопрос:
«Если всё, что исходит от Бога – благо, то откуда в мире существует зло?» .
Он решает этот парадокс исходя из Плотина. У Плотина зло – это то, что не существует. Это не бытие, а отсутствие бытия. Это своеобразный дефект или лишённое.
Однако такой ответ Августин значительно углубляет.
Августин выделяет 3 уровня зла:
- метафизико-онтологический;
- моральный;
- физический.
Метафизико-онтологический уровень
С Божественной точки зрения существуют различные ступени бытия. Они зависят от конечности сотворённого мира и характеризуются разным отношением к Богу.
Но все эти ступени являются гармоничными (если мы смотрим с точки зрения Бога – Абсолюта). Всякие пороки, грехи и любое зло сглаживается в таком ступенчатом гармоничном мире. Но человек, конечно, видит мир несовершенно.
Моральный уровень
На этом уровне зло преимущественно рассматривается как грех.
Источник греха Августин видит в порочной воле. Воля ошибочно выбрала низшее благо. Она предпочла конкретное низшее благо благу высшему — то есть Богу. Это можно подкрепить цитатой самого Августина Блаженного:
«Удаление от того, что на вершине бытия, чтобы прислониться к тому, что на порядок ниже, означает порчу воли».
Волю человека, таким образом, нарушила божественная иерархия. Кроме того, грех – это всегда обращение к сотворённому, к творению (а не к самому Отцу). В этом смысле он является изменой Богу. В любом случае, такое своеволие ведёт к нарушению вселенской гармонии, которая была предзадана в сотворении мира.
Физический уровень
На этом уровне зло существует как:
- страдание;
- болезни;
- смерть.
Физический уровень – это зло, связанное в первую очередь с первородным грехом.
Августин говорит:
«Не тело порочное делает душу греховной, но порочная, угрязшая в грехе душа делает тело тяжёлым и порочным».
Путь освобождения от этого зла – это путь во Христе и поиск спасения.
Свобода воли Августина Блаженного
Основным понятием в связи с проблематикой зла, является воля. Философия Августина Блаженного очень проникнута проблемой воли. Он ставит её гораздо выше и уделяет ей куда больше внимания, чем его предшественники. Исследователи даже отмечают волюнтаристское толкование Библии Августина.
Очень многое зависит именно от воления человека. В своей «Исповеди» он очень много страниц уделяет описанию конфликтов воли в самом себе. Сам Августин писал:
«Я боролся с собой, раздирая себя самого».
Свобода является свойством воли, а не разума (как понимали свободу в античности). Следовательно, из этого, человек творит зло по воле, а не по разуму. Он творит его вопреки разумному пониманию того, что есть добро.
Таким образом, Августин разрешает парадокс, над которым бились Сократ и последователи, воспринявшие идеи в «Этике».
Свобода воли Августина и источник греха
Источником первородного греха является высокомерие и уклонение воли. Таким образом, высокомерие и любовь к самому себе – это ложное освобождение. Оно не даёт свободы. Истинная свобода приходит в любви к Богу и в недопущении зла.
После совершения первородного греха человеку уже очень сложно самому находить этот путь недопущения зла и бороться со злом, с пороком, с уклонением своей воли.
Поэтому он нуждается в наставлении. Это наставление даёт человеку сам Бог. Пока человек пытается жить, опираясь лишь на свои силы, без божественной благодати (его освобождающей) он – добыча греха. Всё же у человека всегда есть сила верить в своего Спасителя и в свободном волении достичь благодати.