loader image
Свобода воли Августина Блаженного

Проблема зла и свобода воли Августина Блаженного

Проблема зла и свобода воли Августина Блаженного тесно связана (в его философии) с проблемой творения мира. В связи с разработкой концепции сотворения мира из ничего, Августин задаёт вопрос:

«Если всё, что исходит от Бога – благо, то откуда в мире существует зло?» .

Он решает этот парадокс исходя из Плотина. У Плотина зло  это то, что не существует. Это не бытие, а отсутствие бытия. Это своеобразный дефект или лишённое.

Однако такой ответ Августин значительно углубляет.

Августин выделяет 3 уровня зла:

  • метафизико-онтологический;
  • моральный;
  • физический.

Метафизико-онтологический уровень

С Божественной точки зрения существуют различные ступени бытия. Они зависят от конечности сотворённого мира и характеризуются разным отношением к Богу.

Но все эти ступени являются гармоничными (если мы смотрим с точки зрения Бога – Абсолюта). Всякие пороки, грехи и любое зло сглаживается в таком ступенчатом гармоничном мире. Но человек, конечно, видит мир несовершенно.

Моральный уровень

На этом уровне зло преимущественно рассматривается как грех.

Источник греха Августин видит в порочной воле. Воля ошибочно выбрала низшее благо. Она предпочла конкретное низшее благо благу высшему — то есть Богу. Это можно подкрепить цитатой самого Августина Блаженного:

«Удаление от того, что на вершине бытия, чтобы прислониться к тому, что на порядок ниже, означает порчу воли».

Волю человека, таким образом, нарушила божественная иерархия. Кроме того, грех – это всегда обращение к сотворённому, к творению (а не к самому Отцу). В этом смысле он является изменой Богу. В любом случае, такое своеволие ведёт к нарушению вселенской гармонии, которая была предзадана в сотворении мира.

Физический уровень

На этом уровне зло существует как:

  • страдание;
  • болезни;
  • смерть.

Физический уровень  это зло, связанное в первую очередь с первородным грехом.

Августин говорит:

«Не тело порочное делает душу греховной, но порочная, угрязшая в грехе душа делает тело тяжёлым и порочным».

Путь освобождения от этого зла – это путь во Христе и поиск спасения.

Свобода воли Августина Блаженного

Основным понятием в связи с проблематикой зла, является воля. Философия Августина Блаженного очень проникнута проблемой воли. Он ставит её гораздо выше и уделяет ей куда больше внимания, чем его предшественники. Исследователи даже отмечают волюнтаристское толкование Библии Августина.

Очень многое зависит именно от воления человека. В своей «Исповеди» он очень много страниц уделяет описанию конфликтов воли в самом себе. Сам Августин писал:

«Я боролся с собой, раздирая себя самого».

Свобода является свойством воли, а не разума (как понимали свободу в античности). Следовательно, из этого, человек творит зло по воле, а не по разуму. Он творит его вопреки разумному пониманию того, что есть добро.

Таким образом, Августин разрешает парадокс, над которым бились Сократ и последователи, воспринявшие идеи в «Этике».

Свобода воли Августина и источник греха

Источником первородного греха является высокомерие и уклонение воли. Таким образом, высокомерие и любовь к самому себе – это ложное освобождение. Оно не даёт свободы. Истинная свобода приходит в любви к Богу и в недопущении зла.

После совершения первородного греха человеку уже очень сложно самому находить этот путь недопущения зла и бороться со злом, с пороком, с уклонением своей воли.

Поэтому он нуждается в наставлении. Это наставление даёт человеку сам Бог. Пока человек пытается жить, опираясь лишь на свои силы, без божественной благодати (его освобождающей) он – добыча греха. Всё же у человека всегда есть сила верить в своего Спасителя и в свободном волении достичь благодати.

Предыдущая запись
Никейский символ веры и «золотой век» патристики
Следующая запись
Натуралистическая философия Анаксимандра
Добавить комментарий
Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *