загрузчик изображения
Разум в культуре Эпохи Просвещения

Разум в культуре Эпохи Просвещения

Термин «Просвещение» использовался уже его теоретиками и обозначал функцию разума, способного при определённой подготовке «просвечивать» всё невежество и как бы удалять из мира темноту предрассудков.
Вот как определяет просвещение в своей работе, посвящённой этому феномену, Иммануил Кант:

«Просвещение – это выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие – это неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-нибудь другого».

Вера в разум

Просвещение – это в первую очередь вера в разум, вера почти фанатическая. Считалось, что разум, освобождённый от предрассудков, способен вести к торжеству справедливости в мире и к счастью каждого отдельного человека.

Этим было спровоцировано:

  • критическое отношение к традиции;
  • формирование целой идеологии, включавшей в себя не столько философски систематизированного мировоззрения, сколько начал педагогических, политических, культурных и, разумеется, философских. 

В XVIII веке этой идеологией была захвачена вся Европа. Экономически явление Просвещения было связано с крепнущим классом буржуазии и с политическими потрясениями, которые были уготованы европейским государствам XVIII века.

Характерные черты Эпохи Просвещения

Вкратце выделим основные черты идеологии Просвещения.

Прежде всего это вера в познание. Особенно в научное и техническое. Научное и техническое познание считалось орудием для изменения мира, своеобразным инструментом. 

Проповедовалась религиозная и этическая терпимость и связывалось это с большим вниманием к правам человека и гражданина. Естественные права в это время получали чёткое теоретическое обоснование.

Критиковались метафизические системы прошлого за догматизм, так как догмы их не поддаются проверке. Всячески критиковались разнообразные суеверия, в том числе суеверия религиозные. Таковыми считали, например, Таинства.

Помимо этого, велась ожесточённая борьба против сословных привилегий и тирании. Вершиной этой борьбы стала Французская революция, прогремевшая в 1789 году. В её подготовке и теоретическом обосновании активно участвовали просветители.

Разум являлся предметом чуть ли не религиозной веры. Однако разум понимался уже несколько иначе, чем в прежние эпохи. Если раньше разум был некоторым сочетанием врождённых идей и имел связь с некоторой абсолютной божественной сущностью, то просветители полностью отказались от такого взгляда на разум.

Теперь разум понимается скорее как сила, как действие, способное раскрыть истину и служить предпосылкой всякой уверенности. Разум:

  • раскладывает все явления мира на простые компоненты;
  • сообразовывает эти компоненты;
  • возводит здание новой культуры согласно рациональным началам.

Фактически такое определение разума полностью совпадает с определением Джона Локка, который так и определял задачи философии.

Итоги Эпохи Просвещения

Теория просветителей не была совершенно новой. Они достигли значительного прогресса скорее в практических областях деятельности – прежде всего в культуре, которая поднялась на новый уровень за этими теоретиками.

За философией оставались научные и эмпирические элементы. Разум напрямую связан с опытом. Он определяется и ограничивается опытом (причём в очень ньютоновском понимании). Однако здесь разум распространяется не только на природу, за которой он тщательно наблюдает, но и на человеческий мир – на этику, политику, эстетику и т.д.

Среди таких гуманистических человеческих форм знания особенно выделяется философия. Однако теперь философия – это теперь не разнообразие метафизических систем, а, скорее, инструмент, который обязан исследовать, сомневаться и искать истину во всех областях знания.

Религия в это время удостаивается несколько скептического отношения и признаётся скорее естественной религией, чем религией откровения и таинств. Естественная религия – это светская, общая для всех религия, основанная на естественных законах поведения человека.

Формой религии, ставшей особенно популярной, считается деизм. Деизм признаёт существование Бога, а также признаёт творение Богом мира и управление этим миром. Однако Бог не вмешивается в мелкие человеческие дела. Также в деизме считается возможной будущая жизнь с воздаянием за дела мирские. Но абсолют этой религии – это, скорее, истина разума, которую можно и нужно достичь.

Таким образом, мы видим, что эпоха Просвещения была настроена чрезвычайно оптимистично. Вера в безграничные возможности разума и прогресс была созвучна промышленной революции, а также реформистским и либеральным настроениям буржуазии, которая формировалась и набирала силу.

В итоге в 1789 году выходит «Декларация прав человека и гражданина», которую можно считать одним из важнейших достижений Просвещения как идеологии и основой демократического общества.

blank
Опубликовал(а) Виталий Михайлов
Магистр философских наук. Выпускник БГУКИ (аспирантура по специальности "Теория и история культуры"), БГУ (магистратура по специальности "Религиоведение, философская антропология, философия культуры"), МГПУ им. И.П. Шамякина (специалитет по специальности "История. Социально-политические дисциплины") и РИВШ (переподготовка по специальности "Культурология"). Бывший преподаватель социально-политических и философских дисциплин (БГУКИ).
Предыдущая запись
«Критика практического разума» Иммануила Канта
Следующая запись
Соотношение души и тела и правила морали Декарта
Добавить комментарий
Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *