При знакомстве со сказками люди сначала учатся воспринимать сюжет, затем извлекают мораль, потом замечают архаизмы, повествующие о быте старины. Но её комплексное понимание есть только у специалистов, культурологов и теологов. Эта статья поможет представить, как глубоко в древность уходят корни сказки на самом деле (в том числе, как в сказках «спрятаны» шаманские мифы).
Сказка и миф
Волшебство сближает сказку с понятием мифа, и граница этих понятий тонка.
Миф создан для оправдания условностей мира, он борется с неизвестностью и служит для передачи знаний. Мифологическое мировоззрение ставит субъективный опыт во главу угла. За магическими силами богов современный человек увидит законы физики, но прежде это конкретное переживание имело значение, и его ценность сделала миф жизнеспособным.
Сказка тоже несёт в себе знание. Она развлекает и учит. Но о сказочном мировоззрении речи не идёт. Само слово «сказка» часто употребляется в значении «неправда» – в неё не положено верить.
Шаманские мифы
Миф объясняет и оправдывает мир, он содержит представления об истоках. Так, шаманские мифы повествуют о путешествии прародителей в потусторонний мир с целью добыть блага для людей. Их главные герои – посредники, находящиеся на границе миров (и человеком каждый из них является лишь наполовину). Повествование о таком персонаже, обладающем чудесными способностями и совершающем шаманское путешествие, может развиться в двух направлениях:
- превратиться в миф о боге – сюжет редуцируется, останется только персонализированный дар, особая сила;
- стать сказкой, сохранив личность героя и его путь.
В каком бы направлении он не пошёл, в нём останутся характерные образные черты, зачастую общие для многих народов.
Шаманские мифы и известные мотивы шаманских мифов в сказках

Сиротство
Герой-прародитель даёт начало людскому роду, у него не может быть родителей. В сказках главный герой зачастую рождается необычным способом:
- из камня;
- из снега;
- персиковой косточки и т.д.
Быстрое обретение силы
Представление о воплощении предков в потомках, обычно через поколение, довольно распространено. Посему прародитель не обучается новому, он просто вспоминает известное. В сказках это превращается в быстрое взросление. Есть и другой вариант: Илья Муромец долго болеет, но в 33 года внезапно получает огромную силу.
Отсутствие законов и морали
Герои сказок зачастую ведут себя нелогично, некультурно и попросту странно. Но образ дурака (или того хуже) не так прост, как кажется. Дело в том, что для прародителя норм не существовало: они появлялись в результате его деятельности. Потому персонажи мифов совершают немыслимые даже в древности вещи:
- инцест;
- осквернения;
- страшные разрушения.
Облик
Размер героя – условная величина. Во время схватки его удары сотрясают горы, а вековые деревья ему что тростинки. После битвы тот же герой спокойно войдёт в царский дворец, ничего не поломав.
Кроме того, внешность сказочного персонажа может иметь характерные черты. Например, окаменелость, что в древности было аллегорией неуязвимости.
Сила и ум
Герой первопредок по меркам человека всемогущ, он слишком страшен. И после совершения культурной миссии его долг – уйти. Ему на смену приходят потомки. И они не могут сочетать в себе все и сразу. Отсюда появляются два типажа:
- исключительно умные, но физически слабые;
- невероятно сильные, но абсолютно простодушные и доверчивые герои.
Интересно, что магический дар неотделим в мифологии от ума и хитрости.