Знаете ли вы, как герой мировой художественной литературы получил рекордное количество экранных воплощений? Даже если нет, вы легко могли догадаться: это Шерлок Холмс – персонаж из серии детективных рассказов и повестей за авторством сэра Артура Конана Дойла.
Шерлок Холмс и его экранизации
Первая киноадаптация появилась аж в 1900-м году, и с тех пор их количество перевалило за двести. В мировых масштабах – просто бешеная популярность! И не удивительно: детективы о Шерлоке Холмсе были одним из первых явлений массовой культуры, которые стали популярными не только на родине, но и разошлись по миру.
Экранизаций не просто много: они ещё и очень разнообразны географически. И, чтобы вы не потерялись, вот небольшой исторический экскурс по самым известным экранизациям: попробуем осмыслить путь, который прошёл персонаж за сто с лишним лет.
Золотая классика
Начать стоит с «золотой классики», вот только здесь небольшая загвоздка: в каждой крупной стране, которая создавала экранизации, своя «классика». В Британии и США разные сериалы считаются культовыми, знаковыми и просто «первыми удачными попытками показать авантюры Шерлока Холмса на экране», не говоря уже о СССР.
Так вот, раз мы с вами находимся на постсоветском пространстве, то наша с вами «классика» – это серия кинокартин про Шерлока Холмса и его вечного спутника доктора Ватсона с выдающимся Василием Ливановым в главной роли. Всего вышло пять серий (с 1980 по 1986 гг.).
Плюс, в начале нулевых съёмочная группа не удержалась от соблазна и склепали ностальгический сериал «Воспоминания о Шерлоке Холмсе», но это уже другая, грустная история для знатоков.
Почему оригинальный сериал стал классикой и заслуживает внимания?
Потому что это довольно точная экранизация, пусть и с оговоркой «Создана по мотивам». Лаконичная в определённом смысле: здесь нет ничего, кроме запутанных преступлений и интеллигентного статного детектива. Этот детектив элегантно эти преступления раскрывает. За его ходом мыслей интересно наблюдать. В этом и заключается «классичность»: в точности образа и во влиянии на своё время и на своё пространство.
Советский Холмс был невероятно популярен и любим, да и до сих пор у него немало любителей. To же самое можно сказать, например, и о британской классике с Джерреми Бреттом в главной роли, что делает бессмысленными споры на тему «Какая экранизация лучше?»
Фандомы
Выше не случайно отмечались точность и лаконичность классических экранизаций. Дело в том, что Шерлок Холмс, помимо всего, одним из первых обзавелся активным фандомом буквально в современном понимании. Этот фандом активно писал и издавал фанатские истории и умудрялся действовать автору на нервы (даже доконал криками «дай продолжение, пиши естчо» и заставил-таки вернуться к этой истории). Не удивительно, что экранизации фанатского творчества и свободные фантазии на тему стали сниматься почти одновременно с «каноническими».
Так Шерлок Холмс успел постареть, помолодеть, жениться, побывать в прошлом и будущем, оказаться подставным актёром, побывать в роли женщины… Кроме этого, в последнее время стало модно деконструировать гениального персонажа и добавлять «психологизма» в образ. Иногда это получается интересно, иногда не очень, но тенденция в целом такова: страдает от этого детективная составляющая.
Сериал «Шерлок» от ВВС
Отличный пример – сериал «Шерлок» от ВВС, который выходил с 2010 по 2017 гг. Действие перенесено в условное «наше время», но остаётся довольно тесная связь с первоисточником. Например, американский сериал «Элементарно», который также предлагает современную трактовку, гораздо меньше оторван от реальности и предлагает более серьёзные изменения в отображении персонажей и ситуаций, чем «сейчас у Шерлока Холмса есть смартфон, а доктор Ватсон стал блогером».
В результате «Шерлок» – это история, в первую очередь, об обретении семьи и размышлении, что мы семьёй называем, о психологических проблемах и жизни с ними в 21 веке, а детективная составляющая при этом где-то на задворках.
Сериал получил много критики из-за того, что местный Шерлок действует нелогично и хаотично, беря разгадки преступлений буквально с потолка, но на самом деле это не имеет особого значения. Он выглядит при этом убедительно – и прекрасно, большего не надо, так как сериал не о преступлениях и дедукции.
Дело в том, что за сто с лишним лет появилась просто бесконечное количество детективных романов, сериалов, видеоигр, в том числе и довольно хороших, остроумных и т.д., – и среди них не затеряется, современному Шерлоку Холмсу нужно предложить зрителю нечто большее, чем просто хороший детектив.
Шерлок Холмс как основа для объединения и сопричастности
Например, стать основой для объединения людей по миру. Мало того, что этот сериал «смотрели все» на Западе, так до 2013 года его посмотрели почти все и у нас (и вместе со всем миром напряжённо ожидая третьего сезона). А дождавшись, смотрели его вместе и обсуждали – тоже вместе. Невероятное для того времени ощущение сопричастности ко всему миру, которое уже сейчас, через несколько лет, кажется чем-то обычным.
Шерлок Холмс всё ещё может вызвать чувство сопричастности: например, опасением, что анонсирована третья часть «Шерлока Холмса» от Гая Ричи окажется ещё хуже второй. Вот эти фильмы – это полный отрыв от канона, полная деконструкция сути персонажа.
Кто в здравом уме мог выбрать кандидатуру Роберта Дауни-младшего на роль чопорного статного детектива? Зачем вообще выворачивать историю в криминальный боевик с фирменным Ричевским монтажом и мясорубкой остроумных диалогов?
Однако, необъяснимым способом, деконструкция работает. Работает настолько, что у многих людей Шерлок Холмс теперь ассоциируется больше с Железным человеком, чем с британским интеллектуалом. Возможно, это не очень хорошо для первоисточника. Но, безусловно, интересно для общемировой культуры. Посмотрим, что станет с Шерлоком Холмсом ещё через сто экранизаций…