Одним из важнейших философских вопросов в философии – соотношение основных типов мировоззрения: мифологического, религиозного, философского и научного. Соотношение религии и философии исторически неоднократно изменялось и не имеет однозначной трактовки.
Представители материалистической линии противопоставляют философию религиозному мировоззрению. В свою очередь, представители различных направлений идеалистической философии неоднократно синтезировали свои идеи с теологическими концепциями.
Соотношение религии и философии: миф, религия, философия
В Античности религиозные представления были составной частью философии, её необходимым компонентом. В Средневековье, напротив, ситуация изменилась, и философия выступала в качестве составной части религии.
Настоящее разделение философии и религии на обособленные друг от друга формы сознания произошло только на рубеже Средних веков и Нового времени. Философия тогда ещё вступала в идеологическое противостояние с религиозным мировоззрением.
Между этими формами общественного сознания просто были поделены сферы влияния, с сохранением, конечно же, господствующей роли религии. Таким же было и соотношение религии с зарождавшейся тогда новоевропейской наукой.
Концепция двух истин – концепция деизма
Тогда же общепринятой стала считаться концепция двух истин. В ней было оговорено, что есть истина, которая идёт от бога, а есть и та, которая идёт собственно от человека. Так появилась идея деизма.
Деизм — философская теория, согласно которой Бог, создав всё материальное и установив некоторые ценности, в последующем в развитие человеческого мира не вмешивался. Поэтому человечество не только может, но и должно изучать природу и строить предположения относительно материальных проявлений Абсолюта в исторической реальности без привязки к идее Бога.
Роль философии как важнейшего типа мировоззрения
Впоследствии философия начинает демонстрировать претензию на замещение главенствующей роли религиозного мировоззрения. С точки зрения марксистской теории, религия представляет собой остаточную форму общественного сознания, которая сможет существовать только до тех пор, пока философия не предложит новую систему ценностей. Такая возможность у философии, согласно марксизму, появится в результате развития социальных и экономических структур общества.
Аксиология, философия и религия
Показателен тот факт, что в XX в. бурное развитие получила аксиология (М. Шелер, М. Вебер) – философское направление, которое специально занималось обоснованием необходимости разработки философией системы духовных ценностей и норм.
Некоторые философские теории XX в. посвящают себя поиску новых ценностных ориентиров для человека. Таковы экзистенциализм М. Хайдеггера и К. Ясперса, философия жизни А. Бергсона, учение П. Тейяра де Шардена, который стремился стремившегося познать человека как конечную цель природной эволюции.
Современные теологи толкуют текст Библии таким образом, чтобы связать её с современными научными представлениями. В этом тоже проявляется связь философии и религии.