loader image
Теория справедливости Аристотеля

Теория справедливости Аристотеля. Учение Аристотеля о справедливости, праве и законах

Теория справедливости Аристотеля строится на понятии добродетели. Для Аристотеля справедливость – это добродетель. Мировая философия обязана Аристотелю существенным различием между двумя аспектами понятия справедливости:

  • относительная, индивидуальная справедливость, которая зависит от других;
  • глобальная и общественная справедливость.

Если первый аспект является добродетелью, то второй аспект касается политических законов, основанных на разуме. Это различие, сделанное Аристотелем, будет сохраняться в западной традиции до появления теории справедливости Джона Ролза. Аристотель определяет Дике (богиню справедливости) как объективный порядок политического сообщества.

Учение Платона и Аристотеля о справедливости

В отличие от Платона, Аристотель делает понятие добродетели зависимым от конкретной ситуации и, следовательно, от разного рода элементов, внешних по отношению к действиям добродетельного человека.

Для Платона справедливость состоит в том, чтобы дать каждому то, что он заслуживает. Для Аристотеля справедливость заключается в соответствии наших действий существующим законам, ради сохранения блага политического сообщества. По мнению Аристотеля, справедливое – это политическое благо, то есть общее преимущество.

Концепция справедливости Аристотеля (рациональная справедливость)

Чтобы отказаться от мифического и универсалистского смыслов своих предшественников, Аристотель пытается обосновать концепцию справедливости с помощью разума.

В «Этике Никомаха» Аристотель стремится основывать рациональные принципы справедливости на обосновании функции и роли установления меры и баланса в этой области. Идея справедливости основана на отношениях законности между мерой и балансом. Это всегда середина по отношению к крайностям, которая определяет две равные части. Это суть справедливости.

Аристотель также считает, что справедливость находится на полпути между несправедливостью, которую мы совершаем, и несправедливостью, которую мы терпим. Нет справедливости с одной стороны и несправедливости с другой, как считали догматики абсолютной справедливости. На самом деле, на обеих противоположных сторонах существует несправедливость. Справедливость всегда находится посередине. Другими словами, справедливость всегда подразумевает середину определённых отношений.

Этого недостаточно, чтобы понять значение справедливости. Простого равенства двух сегментов недостаточно для определения справедливости. Поскольку идея справедливости применима к людям и их отношениям, она является не только мерой, определяемой количественно, но и качественной мерой.

Принцип законности Аристотеля. Учение Аристотеля о справедливости праве и законах

Вторым рациональным принципом справедливости для Аристотеля является принцип законности. Он считает, что бесполезно пытаться найти справедливость вне законов (только если мы не хотим воспроизвести с социальной точки зрения законы природы).

Он также предостерегает нас от тенденции применять принцип равенства абсолютно ко всему. Напротив, мы должны сомневаться в некоторых его аспектах. Если бы мы применяли закон равенства систематически ко всему, то это привело бы нас к справедливости в духе «око за око и зуб за зуб». Этот принцип исключил бы нас из царства закона, а мы погрузились бы в царство мести.

Вот почему Аристотель утверждает, что справедливое действие – это только то, что соответствует существующим законам. Эта законность выражается постулатом, что закон одинаков для всех граждан. Следует отметить, что для Аристотеля не все люди были гражданами. Рабы по своей внутренней сущности не могли пользоваться законами города, прибегать к ним.

Принцип справедливости. Справедливость по Аристотелю

Третий принцип – это принцип справедливости. Если законы иногда кажутся сомнительными, то это не из-за их аморальности, а особенно из-за той степени общности, которая может сделать их неприменимыми в определённых частных случаях.

По своей природе законы являются общими, в то время как действия всегда являются частными. Это делает законы недоступными для автоматического применения. Аристотель находит решение этой проблемы в дополнительном принципе, отличным от закона, но который дополняет его: принципе справедливости.

Сама природа справедливости заключается в исправлении закона, поскольку он оказывается недостаточным из-за своего общего характера. Агентом справедливости является не кто иной, как судья, который своей ролью должен более или менее разумно адаптировать или толковать общий закон к конкретным делам. Справедливое судебное разбирательство учитывает как закон, так и реальность обстоятельств.

Принцип добродетели Аристотеля. Учение Аристотеля о добродетелях

Последний рациональный принцип справедливости – это добродетель. Гражданская добродетель, по мнению Аристотеля, склонна к осуществлению действий, которые производят и сохраняют счастье и его элементы для всего политического сообщества. Эта гражданская добродетель субъективно применяется к гражданину, когда он подчиняется закону. Объективно гражданская добродетель применяется к самому закону, когда он хорош.

Естественный закон Аристотеля в наше время

Древние теории справедливости, даже самые рационалистические (такие как теории Аристотеля), остаются в некоторой степени неприемлемыми для нашего современного мышления. Это в первую очередь связано с тем, что они не учитывают гуманистических ценностей, которые лежат в основе нашего современного права, составляющих то, что мы называем естественным законом.

Факт признания определённых существенных различий между социальными классами и между личностями привёл к тому, что эти теории увековечивают как неравенство, так и человеческую эксплуатацию.

Предыдущая запись
Соотношение религии и философии. Чем философское мировоззрение отличается от религиозного
Следующая запись
Человек как механизм в философии Ж. О. Ламетри (человек-машина)
Добавить комментарий
Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *