С разгромом движения декабристов в 1825 году завершился период господства просветительской идеологии в России. Новый император, Николай I, вошёл в историю как политик-консерватор, противник распространения либеральных идей и преследователь инакомыслия. Главную задачу своего правления император видел в укреплении и сохранении существующего государственного строя. Идеологическим обоснованием охранительной политики Николая I стала теория официальной народности.
Положения теории официальной народности
Впервые принципы новой государственной идеологии были представлены в 1833 году графом С.С. Уваровым, занимавшим пост министра просвещения.
Основа теории официальной народности выражалась в триединой форме:
- Православие;
- Самодержавие;
- Народность.
Православие
Православие объявлялось основой духовной жизни народа. Русский народ религиозен по своей природе и православная вера – лучшее средство объединения всех подданных русского царя.
Самодержавие
Самодержавие выступало главным звеном, выступало основой современной жизни. Только сохранение самодержавного строя могло обеспечить величие и мощь России. Преданная служба самодержавию считалась гражданским долгом для всех подданных великой страны. Забота о них, в свою очередь, и есть главная задача самодержца.
Народность
Народность – по Уварову, заключается для России в отсутствии социальной розни и борьбы. Существует единение народа с царём, которое сложилось в результате добровольного выбора русского народа. Автором теории идеализировалось прошлое народа, говорилось о приверженности народа ко всему патриархальному, что служило косвенным оправданием существования крепостного права.
Создание теории официальной народности
Автор теории официальной народности граф Уваров не изобретал эти понятия. Новым было то, что теперь они связывались в единую триаду, что способствовало, по предположению автора теории, объединению под её началом всех слоёв общества.
Сторонники теории официальной народности подчеркивали и выдвигали в качестве важной особенности отсутствие внутренней борьбы, благодаря чему Россия могла выступать охранительницей и блюстительницей спокойствия. В этом Россия противопоставлялась Западу. Святая Русь крепла единством православия, самодержавия и народа, в отличие от Запада, в котором его нет. Более того, согласно концепции историка Устрялова, Российская империя объявлялась так же и вне Европы, так как занимала срединное, евразийское положение.
Теория С.С. Уварова была последовательной и логичной, чем снискала поддержку многих общественно-политических деятелей.
Минусы теории официальной народности
Достаточно было и тех, кто с критикой отнёсся к новой государственной идеологии, поддерживая серьезность её недостатков.
2 основных недостатка теории официальной народности:
- Отвергала необходимость конструктивного развития. Государство с идеальными порядками не нуждается в каких-либо преобразованиях;
- Выделение исключительно положительных страниц исторического развития. На деле же в стране было немало проблем, требовавших продуманного решения. Но принципы теории отвергали эту необходимость.
Хотя недостатки теории Уварова были очевидны многим, никто не осмеливался вслух озвучивать свою позицию. Она стала главным идеологическим орудием реакционных политиков и продвигалась во всей сети образовательных учреждений, печаталась на страницах газет, отсылки к ней встречались в художественной литературе и в религиозных проповедях.
Теория официальной народности была господствующей до 1848 года. А настоящий её кризис наступил в тяжёлый для страны период Крымской войны, после поражения в которой даже для сторонников теории стала очевидной несостоятельность Николаевской системы.