Промышленность Беларуси
История,  История Беларуси

Типы поселения Беларуси и городская реформа 1875 г. Железнодорожные пути и промышленность Беларуси конца XIX – начала XX вв.

Раньше города в Беларуси были небольшими. В конце позапрошлого века самыми большими являлись Минск и Витебск. Для белорусских губерний были характерны местечки. Так, в мелких местечках проживало всего 2 тысячи людей.

Типы поселения Беларуси в начале XX в.

А в начале прошлого века в облике городов появились изменения. Минск, Гродно, Брест в 2 раза увеличили территорию. На окраинах возникли рабочие посёлки, возводились фабрики и заводы. Обычно самыми первыми росли те города, которые были железнодорожными узлами. А роль центра города играла городская площадь. Постепенно в центре городов появилось электричество, водопровод.

В населённых местах прокладывались линии конки. В 1913 году в Беларуси было уже 300 автомобилей. Это следует принять к сведению. А число горожан повысилось за счёт шляхты. Евреи также обычно селились в городах. Число еврейского народа в местечках достигало 80%. В деревнях они тогда не жили.

Городская реформа в Беларуси 1875 г.

Так, в 1875 году на западные губернии Беларуси была распространена городская реформа. Городская реформа в Российской империи началась в 1870 году. В 32 городах возводились городские думы, которые избирались раз в 4 года. Право голоса имели владельцы банков, городской недвижимости. Рабочие и интеллигенция освобождались от уплаты налогов. Контролировал городскую думу губернатор.

Древнейшим городом был Заславль. Он возник на реке Княгинке. Теперь сюда съезжаются туристы, чтобы увидеть Спасо-Преображенский Собор, линию Сталина (находится неподалёку). Значительные изменения в начале прошлого столетия в Беларуси возникли и в торговле. Ярмарки заменила торговля в магазинах.

Кароль фон Гуттен-Чапский и его преобразования Минска

Любопытно, что много усилий для превращения Минска в европейский город приложил Кароль фон Гуттен-Чапский. Тогда была открыта телефонная станция и дом для бездомных. Совершалось благоустройство города. Дома получали нумерацию. В 1894 года глава города открыл пивоварню.

Много внимания граф уделял развитию культуры. Тогда была открыта библиотека им. А. С. Пушкина, городской театр (теперь театр им. Я. Купалы). Известно, что в библиотеке побывал Лев Толстой. Также были построены стадион, ледовая площадка, ипподром. А шоссейные пути уже не подходили под нужды развития рынка.

Товарооборот и промышленность Беларуси конца XIX – начале XX вв.

Главным товаром на рынке был лес. Повысилась в товарообороте и доля продуктов животноводства. Стекло, картон, кирпич вывозили в Россию и Украину. Очень быстро шла торговля промтоварами. Деревне тогда было нужно больше тканей. Промышленность нуждалась в нефти и металле.

Кстати, первое предприятие электрических лампочек появилось в 1914 году. Телефонная сеть связала бумажную фабрику в Добруше с дворцом графа Паскевича в Гомеле. Протяжённость телефонной линии тогда составляла 12 верст.

Существовало много ремесленных мастерских и мануфактур. Количество фабрик выросло в 15 раз. Самым крупным предприятием той поры была фабрика Шерешевского. Она была основана в 1862 году. Интересно, что сырьё шло с юга России. Самые крупные предприятия находились в городах. Деревообрабатывающая промышленность развивалась быстрыми темпами.

Железнодорожные пути Беларуси XIX в.

Железная дорога возникла в 1862 г. Её участок шёл от местечка Поречье до Гродно. Конкой был вагон для 20 человек, который двигался с помощью лошадей. Ехала конка с сильным перезвоном. Пассажиры соскакивали на ходу. Известно, что в те времена прибыль предпринимателям приносили отрасли:

  • мукомольная;
  • льняная;
  • кожевенная.

Интересно, что железнодорожная сеть в Беларуси была одной из наиболее крупных в Российской империи.

+6

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *