Управление конфликтами в организации – комплекс методов, которые владельцы и менеджеры предприятий используют для эффективного управления конфликтными ситуациями и их устранения.
Выбор способов их разрешения зависит от типов и характера конфликтов:
- функциональные способы способствуют увеличению эффективности организации, улучшению отношений сотрудничества и взаимопомощи;
- дисфункциональные способы ухудшают эти характеристики.
Межличностные конфликты чаще всего связаны со стремлением руководителей отдельных подразделений получить как можно больше ресурсов с выбором тактики развития предприятия, отдельных его подразделений и т.д.
Межгрупповые конфликты преимущественно вызваны попыткой отдельных структурных подразделений получить большую долю ресурсов, не совпадающих с их интересами.
Управление конфликтами в организации
Управление конфликтами в организации – это всегда целый комплекс мер, учитывающий характер.
Структурные конфликты предусматривают следующие меры для их разрешения:
- чёткое разъяснение требований к труду;
- определение прав и обязанностей сотрудников;
- установление порядка принятия решений;
- установление коэффициента трудового участия в достижении отдельными работниками и подразделениями общих целей предприятий и организаций;
- адекватное вознаграждение за них.
Межличностные конфликты предполагают следующие меры:
- предотвращение «острых» ситуаций;
- убеждение;
- система принуждения (ослабляющая инициативу подчинённых);
- компромисс;
- признание разногласий и аргументов противоположной стороны с целью поиска других вариантов разрешения спорных ситуаций и т.д.
Профилактика конфликтов в организации
Это комплекс мер по предупреждению и предотвращению глубоких противоречий и столкновений. К числу таких мер относятся:
- оптимальное распределение прав, обязанностей и ответственности между членами трудового коллектива, прежде всего между руководителями и персоналом;
- рациональное распределение объёмов работы и адекватная оценка её количества и качества;
- установление прогрессивных форм и систем заработной платы, отражающих качество и количество труда и стоимость соответствующей рабочей силы;
- тесные контакты руководителей с исполнителями;
- постоянная помощь работникам в реализации их потребностей и целей в пределах целей и ценностей предприятия, фирмы, компании;
- демократический стиль поведения управляющих;
- гласность и информированность работников о делах организации, результативности их труда;
- создание условий для постоянного повышения квалификации работников и продвижения на этом основании, а также результативности труда на высшие должности.
- официально установлены порядок и способ действий при выполнении определённых видов деятельности.