Это программа «Сдохни или умри», и сегодня я расскажу, что можно увидеть, заглянув внутрь Лапенко. Впервые я наткнулся на «Лапенко» в одном из роликов на Youtube. Я увидел короткие видео и подумал, что кто-то откопал и оцифровал какие-то старые VHS кассеты ради прикола. И только на третьем видео до меня дошло, что что-то здесь не так, что ролики сняты в наши дни. А потом, помимо коротких видеороликов, появился полноценный сериал «Внутри Лапенко». Оказалось, что всё сложнее и интереснее: не прошлое нам шлёт привет, это мы гоняемся за ним. Что такое Внутри Лапенко: персонажи прежде всего!
Ностальгия по 80-ым и 90-ым
Играть с темой ностальгии по девяностым и восьмидесятым – это теперь невероятный тренд. С начала 2010-х он настолько укоренился в мировой поп-культуре, что в 2020-м году стало действительно трудно отличить, современное ли это произведение или «забытый шедевр» восьмидесятых.
На постсоветском пространстве также возникло осознание того, что есть целая тонна исторического, культурного и социального опыта, который ещё предстоит копать и копать. Присутствует и запрос на осмысление этого великого травмирующего опыта: чтобы двигаться дальше, нужно понять, что это вообще было. В частности, восьмидесятые и девяностые, кажется, осознать проще чем другие периоды. Они не так уж далеки от нашего времени. Но в таком размышлении есть ловушка. На самом деле, это не те времена, о которых можно говорить с лёгкой и светлой ностальгией.
Но … время сильно шлифует коллективную память. Поколение, которое сейчас начало активно создавать поп-культуру и потреблять её, не видело этого времени в сознательном возрасте. А по рассказам родных, детским воспоминаниям и фильмам можно сколько угодно дорисовывать романтическую картинку. Она вряд ли будет иметь связь с реальностью.
Сериал «Внутри Лапенко» и ностальгия по позднесоветской эпохе
Если задуматься про позднесоветскую эпоху, то весёлого там мало: застой, разруха и безысходность. Как можно испытывать ностальгию по этим временам? Как можно над этим шутить? И тут появляется Лапенко. Антон Лапенко вообще производит впечатление человека, который не очень понимает, что и зачем он делает. Первое большое интервью с ним примерно на треть состоит из «а я не знаю … как-то так получилось …».
Но, как оказалось, ему и не нужно было понимать, потому что он чувствовал витающий в воздухе запрос на содержательную «добрую» ностальгию. И, конечно же, он с достоинством ответил на этот запрос. Первая встреча со вселенной Лапенко как будто затрагивает что-то забытое в нашем сознании. От оформления в стиле VHS-кассеты до внешнего вида персонажей, манеры речи, ситуаций, среды, в которой они существуют… Это как будто детские воспоминания, любимая передача ваших родителей, записанная ими на кассету. А его персонажи – познавательные образы, знакомые из прошлого – или прошлое, которое дожило до настоящего времени.
Персонажи «Внутри Лапенко»
«Внутри Лапенко» довольно много персонажей разной степени окраски:
- инженер;
- рок-музыканты;
- бандит;
- милиционер;
- журналист;
- певец;
- рабочий, пьющий чистый скипидар;
- девушка-стажёр и др.
Это лишь небольшой список главных героев сериала, а сколько ещё второстепенных! Их всех играет один актёр – собственно сам Антон Лапенко. Во-первых, он очень талантлив, потому что все его персонажи полностью независимы и при желании про каждого из них можно сделать отдельный сериал. Во-вторых, он опять же очень талантливый, потому что использует нашу коллективную память, чтобы мы чувствовали тёплую приверженность к её созданию.
В каждом из героев шоу можно найти черты, близкие многим выходцам из постсоветского пространства независимо от возраста. Советский Союз распался, 90-е и нулевые закончились. Но они всё ещё существуют в коллективной памяти, влияя на наше восприятие действительности. Многие вещи из прошлого успешно существуют в настоящем. Поэтому Лапенко шутит не о том, что было, а о том, что существует до сих пор.
Инженер Лапенко
Архетип Инженера появился в 80-е годы, когда в моде был образ «простого романтика». Теперь он существует в виде дедушки, который помнит свою молодость и времена, когда «было лучше». А потом очень много ностальгирует. Он искренне верит, что были времена, когда солнце светило ярче, а трава была зеленее. Мы, в свою очередь, прекрасно понимаем, что этот дедушка многое забыл и ностальгирует по тому, что сам и придумал. Но это чувство настолько сильное, что у всех возникает коллективная ностальгия. Мы хотим верить, что лучшие времена были. И нам хочется грустить, что мы их не видели.
Журналист Юрий Грачевич
Образ журналиста мог появиться в 90-е годы, но настоящую популярность и любовь он приобрёл после создания телеканала «Рен-ТВ». Я почти уверен, что все шоу для этого канала написал именно он. Это кажется совершенно безумным, но если подумать, то мир вокруг оказывается даже более удивительным, чем его гипотезы. Возможно, этот персонаж, как и каждый из нас, просто хочет правды и справедливости среди окружающего сюрреализма. В мире журналиста женщин периодически засасывает в трубу, поэтому он выдаёт самое логичное, на его взгляд, объяснение происходящего. Менее выразительно делать это он не может: он же журналист.
Рабочий Игорь Катамаранов
Катамаранов вообще – вечный образ, потому что у каждого из нас есть знакомый / родственник / сосед, который работает на заводе и пьёт чистый скипидар. Правда, это преувеличенный образ со скипидаром, о чём сам Лапенко и сказал, но пьют же некоторые адеколон. Это человек-легенда! Хотя, возможно, он уже давно не человек, а настоящая машина.
Певец Всеволод Старозубов
Всеволод Старазубов – это как Муслим Магомаев в 70-е. Он был очень популярным в своё время, а сейчас по нему ностальгируют бабушки и радиослушатели. И не только они, потому что Старозубов олицетворяет времена, когда «всё было хорошо, и трава была зеленее». В этом иллюзорном ощущении иногда бывает приятно находиться. По этой причине под клипами на песни Старазубова, которые появляются на YouTube, так много «псевдоностальгических» комментариев. «Хорошие» иллюзии приятно поддерживать.
Роза Робот и Шершень
Роза Робот и Шершняга из группы «Багровый фантомас», конечно, безнадёжно устарели как образ. Но они всё ещё существуют в воспоминаниях чьих-то родителей, игравших в подобных рок-группах. Они любят показывать старые фотографии с панковским хаером и говорить, что «здесь у них была крутая молодость, а не то, что у нас с этими нашими “кампуктерами”». Нам же остаётся только завидовать их одежде в гранж-стиле и убеждать себя в том, что и наша жизнь тоже довольно весёлая.
Ведущий программы «Сдохни или умри»
Ведущий – это смесь Тимофея Баженова и Беара Гриллса. Но ведущий помогает выжить в менее экзотических реалиях. Лайфхакеры из Инстаграма, конечно, крутые, но в реальной жизни нужно что-то более брутальное и полезное. Например, инструкции, как выжить в собственной квартире или как вести себя в автоматизированном лесу. Вот это действительно интересно каждому, кто живёт в наших реалиях.
ОПГ «Железные рукава»
А вот с ОПГ «Железные рукава» немного сложнее, потому что в своём каноническом виде они сохранились только в фильмах типа «Бригада» и страшных рассказах родственников. У Лапенко они гиперболизированно эпичные и некрасивые, что вызывает смех. Смех позволяет забыть обо всём, что подобные люди творили в лихие 90-е. Если шоу лечит коллективные травмы с помощью юмора, я считаю, что это хорошо. Людям нужно видеть подтверждение того, что эпоха таких парней закончилась и над ними можно смеяться без последствий для себя.
В чём причина популярности героев «Внутри Лапенко» (персонажей)?
Актёрские этюды Лапенко с самого начала создавались для того, чтобы стать популярными в Интернете. Короткие юмористические видеоролики – это органичный формат для вселенной Лапенко, удобный для того, чтобы их можно было легко превратить в мемы, репостить в Твиттере или в сторис в Инстаграмме … Но это важная и значимая часть, потому что не форматом единым…
Очень важна интонация всего, что происходит в границах вселенной Лапенко. Персонажи попадают в ситуации – смешные, абсурдные, грустно-познавательные, но никогда – жестокие или оскорбительные. Особенность юмора Лапенко в том, что он никогда не направлен на оскорбление или унижение. Тут речь идёт скорее про «дружеские шутки» и сатиру. Такой тип юмора кажется редкостью для нашей постсоветской поп-культуры.
Антон Лапенко черпает некоторые архетипы в образах реальных людей, существовавших в то время. Он создаёт на этой основе своих персонажей и относится ко всем с равной любовью. Легко подобрать нелестные комментарии в адрес позднесоветской безвольной интеллигенции. Нет никаких тёплых слов для хаотично-хтонического пьяницы из подвала дома. Но к Инженеру или Игорю Катамаранову всё равно чувствуешь симпатию. Эти не очень приятные в реальной жизни лица в формате дружеской насмешки оказываются совершенно безопасными для зрителя. Общность образов создаёт определённую дистанцию от реальных дел реальных людей. Мягкость юмора настраивает на эмоциональное взаимодействие с произведением. Когда персонажи явно нравятся своему создателю, зритель также испытывает симпатию.
Персонажи Лапенко не просто узнаваемые. Это знакомые, собирательные образы людей, которых представляешь в прошлом или даже знаете в реальной жизни сейчас, – потому что, к сожалению, кажется, что с тех пор в нас мало что изменилось. Антон Лапенко создаёт их такими, ставит в ситуации, которые могут дать повод посмотреть на них с другой стороны. С помощью юмора Лапенко удаётся уйти от неприязни и разочарования. Благодаря этому можно подумать: в образах этих людей есть плохое, есть хорошее, и кто они в конечном итоге? А кто мы? И вот это повод обратиться к ностальгическому контенту – эмоциональному комфорту и поводу для размышлений для всех участников. Ностальгировать по временам, в которых и не жил, осмыслить прошлое может не получиться, а вот дать уставшему от настоящего человеку ощущение возвращения домой – можно.
Смысл «Внутри Лапенко»
Всей этой мини-рефлексией я хотел сказать, что в каждом из персонажей Лапенко есть мы. Наше прошлое, будущее и настоящее, смешанные в одну удивительную, но довольно забавную смесь, которая может нам многое дать. Во-первых, это шоу может подарить хорошее настроение. Во-вторых, если копнуть глубже, «Внутри Лапенко» приглашает прогуляться внутри его головы, чтобы посмотреть на архаичные установки и декорации внутри и просто посмеяться над ними – в качестве своеобразной терапии. Необходимо понимать, что прошлое не исчезает бесследно: оно ещё может травмировать и сильно повлиять на жизнь. А мы просто идём в будущее, не оглядываясь назад, пока оно не настигнет нас.
Это же надо – так заинтересовать темой буквально с первых предложений, что я начала его смотреть!!!
Хочу написать ещё один комментарий по поводу сериала. Благодаря данной статье я за три дня посмотрела лучший сериал за много лет. Если честно, не смогу даже определить, как правильно про него написать. Комедийный, сатирический, или драмма, от которой, как узнала из комментариев на сериал, хочется плакать многим. Один комментарий, оставленный о последней серии, мне кажется, очень хорошо описывает не только последнюю серию, но и весь сериал: “Начала просмотр с мороженым в руках, а в конце уже грызла палочку”)))