Вольтер был ключевой фигурой Просвещения и эмблемой Франции XVIII века. Настоящее его имя – Франсуа-Мари Аруэ, но псевдоним «Вольтер», с которым связана его яркая и местами скандальная писательская карьера, известен куда большему числу людей.
Он родился в 1694 году в Париже в семье нотариуса, очень богатого человека. Крёстным отцом был аббат Шатонеф, который воспитывал Вольтера до поступления в иезуитский коллеж. Поступление произошло в 1704 году. Это был престижный колледж в Париже – колледж Людовика Великого. Получив наследство, Вольтер покинул стены коллежа, так и не доучившись.
Первые скандалы и тюрьма
В юности он познакомился с компанией просветительски настроенной молодёжи и стал подумывать о писательской карьере. В 1713 году он едет в Голландию в качестве секретаря Маркиза де Шатонефа, знакомого его отца. Там у него начался роман с молодой протестанткой, и его быстро отозвали в Париж. Это был один из первых скандалов, связанных с его именем.
В Париже он пишет стихи. За их вольнодумство (по мнению прокуроров) Вольтер был арестован. В 1717 году Вольтера отправляют в Бастилию на одиннадцать месяцев – это первое заключение Вольтера. В тюрьме он пишет свою первую трагедию «Эдип». В 1718 году, после выхода автора из тюрьмы, «Эдип» имеет большой успех на сцене, и Вольтер постепенно приобретает славу.
Избиение, дуэль и ссылка в Англию
В 1726 году его зверски избивают палками по приказу кавалера де Рогана, оскорблённого остроумием и саркастичностью Вольтера. История началась с взаимных насмешек; затем Вольтера вызвали на дуэль. Он отказался, после чего, по настоянию противников, Вольтера снова заключили в Бастилию. Проведя там несколько месяцев, он был выслан из Парижа и отправился в Лондон.
В Лондоне он провёл три года – с 1726 по 1729 – и этот период имел колоссальное значение для становления его политических и философских взглядов. Он знакомится с учениями Локка и Ньютона, общается со Свифтом, Поупом и Беркли. Вольтер искренне восхищён Англией, её политическим строем.
«Философские письма» и бегство из Парижа
По итогам наблюдений он публикует «Философские письма»: в 1733 году – по-английски, а через год – анонимно по-французски. В них он противопоставляет гражданские свободы Англии и французский абсолютизм (разумеется, в пользу Англии) и обсуждает проекты изменения французского политического устройства. Книга вызвала скандал и была сожжена. Вольтер вновь вынужден бежать из Парижа – в замок Сире к Маркизе дю Шатле, своей покровительнице.
Период у маркизы дю Шатле
Маркиза дю Шатле была очень образованной женщиной и окружала себя заметными людьми времени. В жизни Вольтера благодаря ей наступил благотворный период более чем на десять лет. В замке Сире он пишет трагедии – среди них «Смерть Цезаря», «Альзира», «Магомет», «Миропа» – и философскую работу «Основы философии Ньютона», в которой он превозносит Ньютона и противопоставляет его Декарту (как философу-французу, который не был столь хорош и не смог построить такую же ладную систему).
В это время в Париже за него заступается мадам де Помпадур. Вольтер становится историографом Франции, а в 1746 году – членом Французской академии наук.
Философские повести и утрата
С 1746 по 1748 годы он пишет ряд философских рассказов: «Видение Бабука», «Мином», «Задиг». Но в 1749 году умирает его покровительница мадам дю Шатле, что сильно потрясает Вольтера. Он решает сменить обстановку.
Пруссия и разочарование
В 1750 году, по приглашению Фридриха II, Вольтер едет в Пруссию. Проведя там несколько лет, он остаётся недоволен и позже высмеивает в мемуарах жёсткие порядки и казарменную культуру этой страны.
Энциклопедисты и исторические труды
С 1756 года Вольтер сотрудничает с энциклопедистами, пишет для «Энциклопедии» статьи. Он выпускает «Опыт о всеобщей истории и о нравах и духе народов» – большое произведение в 7-ми томах, где Вольтер критикует провиденциалистский подход историков, не пытаясь искать сверхъестественные причины, а ограничиваясь естественными законами природы и законами развития общества.
Швейцария и зрелые работы
В 1758 году он переезжает в Швейцарию, приобретает себе там имение, и в спокойной обстановке пишет и работает. Здесь он создаёт своё знаменитое произведение «Кандид, или оптимизм» (1759 г.), которое читают по всему миру до сих пор. В 1763 году выходит ещё одна его значимая влиятельная работа «Трактат о веротерпимости». Помимо этих работ выходит – «Философский словарь», «Философия истории», «Вопросы по энциклопедии», бесчисленные памфлеты и многие другие тексты.
Последние годы и смерть
В последние десятилетия жизни Вольтер пишет почти безостановочно и занимается общественными и политическими вопросами. В 1778 году, после двадцатилетнего отсутствия, он возвращается в Париж на премьеру своей последней комедии «Ирина». Его встречают триумфально толпа почитателей. В том же году он умирает – на пике славы и всеми уважаемый.

