Людвиг Андреас Фейербах родился в 1884 году в Нюрнберге. Он был сыном криминолога и правоведа. Поэтому получил хорошее образование, изучал теологию в университете Гейдельберга (это был один из самых престижных европейских университетов того времени, в котором кипела научная жизнь). В Гейдельберге он впервые познакомился с идеями Гегеля. Специально послушать Гегеля он приезжал в Берлинский университет. И под его влиянием во много строилась философия Фейербаха.
Помимо этого, также получил образование в Эрлангене в области естественных наук. В Эрлангене он остаётся и в 1828 году работает преподавателем.
Творческая жизнь Фейербаха
Все прочили Фейербаху блистательную научную карьеру. Но в 1830 году анонимно выходит его первая значительная работа, в которой он резко высказывается как против правых гегельянцев, так и против христианской религии. Как бы то ни было, пока никто не знал имени автора. В 1833 году выходит первый том истории новой философии, которая называется «История новой философии от Бэкона до Спинозы». Здесь Фейербах симпатизирует Спинозе и пантеизму в целом.
Далее он выпускает работы о Лейбнице и Бейле. Он всё более смело заявляет о непримиримости философии и религии.
Примерно в это же время раскрывается авторство «Мысли о смерти и бессмертии». Фейербах лишается шансов на хорошую академическую карьеру. В итоге до конца жизни он не имел нормального места работы.
Как бы то ни было, он всё более радикально критикует религию и продолжает писать работы на эту тему. Среди них:
- «Философия и христианство»;
- «Сущность христианства»;
- а также более поздние работы «Основы философии будущего»;
- и «Сущность религии».
В этих работах он приходит к сенсуализму и материализму.
С лекциями по мотивам работы «Сущность религии» он выступает в 1851 году в Гейдельберге. Затем эти лекции были опубликованы под названием «Чтение о сущности религии».
Но, несмотря на этот кратковременный период, когда Фейербах мог быть услышан, до его смерти о нём никто, кроме самых близких друзей, не вспоминал. Слава так и не застала его при жизни, поэтому умер он в нищете и забвении.
Философия Фейербаха
Если в первых ранних работах Фейербаха отчётливо проглядывается влияние Гегеля, то с возрастом в поздних работах он становится всё более критичным по отношению к своему учителю (и учителю всех философов 19 века).
Критика Фейербаха направлена в первую очередь на отправной пункт гегелевской философии. Он считает, что Гегель начинает с абстракций. Поэтому и философия его не выходит за их рамки. Он начинает с абстрактного понятия бытия.
Когда мы можем вместо этого понятия взять бытие в реальности, схватить в философии саму жизнь.
Сравнивая гегелевскую систему с произведением искусства, Фейербах пишет:
«Тщетно искусство, которое тужится изобразить нечто больше, чем просто человеческое тело. Но ничего другого, кроме гротескных фигур у него не получается».
Он считает, что от абстрактных понятий мы должны прийти к миру природы. Потому что в первую очередь истинная действительность содержится в ней. В природе же находится и чувственный человек, от которого мы тоже не должны отказываться.
Реальный человек, не равен идее человека. Он обладает чувственной жизнью и обладает телом.
Идеализм стремится как бы изолировать чувства и телесность из философии, тем самым упразднить конкретного человека. Поэтому Фейербах предлагает новую философию – философию материализма, в которой мы будем направлять наше внимание на природу и на саму жизнь, так как:
«Истина есть жизнь, а не мысль, остающаяся на бумаге, не то, что даётся в дополнение к бумаге».