«Тёмные века» западноевропейского средневекового искусства после крушения Западной Римской империи затянулись на несколько столетий. Окончились они бурно – внезапным строительным бумом. И архитектура западного средневековья – это главное направление искусства для понимания духа эпохи.
После 1000 года панические настроения от ожидания «конца света» и «последних времён» сменились необходимостью личного духовного совершенствования. В большинстве стран Западной Европы начали массово возводиться христианские храмы.
Архитектура западного Средневековья
Архитектура в Средние века являлась ведущим видом искусства. С ней органично были связаны и другие виды искусства – музыка, изобразительное искусство, прикладное искусство и т.д.
Новые храмы, построенные в западноевропейских странах, довольно сильно отличались от храмов Византии и Древней Руси. Это и не удивительно, ведь они принадлежали миру католического христианства, а оно всеми узами было связано с Римом.
Римская архитектура
После гибели римского государства, с забвением политической и социальной системы античности, христианская Церковь сумела укрепить свои позиции в новом мире. Она даже смогла взять в свои руки контроль не только над духовной, но и над светской жизнью молодых европейских стран.
Европейские монархи ездили в Рим получать царский венец из рук папы римского. Римская церковь – одна из самых древних в христианстве, так как её основателям были сами апостолы Пётр и Павел. Кроме того, в Риме находится папский престол. Папа, как известно, считался преемником апостолов и является главой католического мира.
Именно поэтому новая архитектура ориентировалась на римские образцы. Отсюда и её название – романская, то есть римская. Базилики, создававшиеся на заре христианской эпохи в V-VI веках, стали конструктивной основой европейских соборов.
Романская архитектура
Один из ярких примеров романского стиля – церковь св. Михаила в Хильдесхайме в Германии. Храм кажется строгим и несколько массивным. Во многом, такое впечатление создаётся благодаря конструкции здания.
В раннехристианских базиликах потолки были, как правило, деревянными и лёгкими. Но была опасность возгорания. В романских храмах делались прочные каменные перекрытия. Окна в храмах были сделаны маленькими и узкими, чтобы стены не теряли надёжности. Поэтому в романских соборах часто преобладал полумрак.
Внутри таких соборов пространство простое и ясное. Но из-за слишком массивных стен и толстых приземистых колонн нет ощущения лёгкости и свободы. Зато чувствуется мощь и неприступность. В таких храмах человек чувствует, что Бог всегда защитит его от любых врагов.
В глубине собора располагается алтарь. Алтарная апсида обрастает множеством дополнительных помещений. Вокруг неё возникает венок капелл – небольших помещений для молитвы. А под апсидой в католических соборах стали устраивать крипты – усыпальницы.
Архитектура западного средневековья: захоронения в храмах
Конечно, захоронений в самой церкви удостаивались лишь знатнейшие особы. Простые люди довольствовались местом вблизи собора. В крипте аббатства Фонтевро во Франции, основанного в 1099 г., расположены захоронения знаменитой английской династии королей Плантагенетов – английский король Генрих II и его супруга Алиенора Аквитанская. Генрих Второй дал обет о том, что примет участие в походе крестовом в Святую землю, в Палестину, но умер, не успев его исполнить.
Храмы в монастырях
Храмы в романскую эпоху строились преимущественно в монастырях. Города ещё только развивались. Зато монашеские ордена, в частности такой мощный орден как бенедиктинский, создавали большие монастырские комплексы. Одним из таких комплексов было аббатство Клюни.
Паломничество в Средние века
Первые века II тысячелетия в Европе – настоящий паломнический бум. В монастыри, где хранились мощи и священные реликвии, стекались паломники со всей Европы. Благодаря паломничеству, западная католическая Церковь смогла усиливать своё влияние в мире. Монастыри часто ставили на путях паломников. Благодаря пожертвованиям монастыри богатели и разрастались.