Роль искусства в развитии общества
Искусствоведение

Роль искусства в развитии общества и человека

Искусство появилось раньше возникновения письменности. Поэтому можно утверждать, что изначально роль искусства в развитии общества и человека заключалась в донесении собственных мыслей до других людей. Деятельность любого художника была отражением настроения эпохи, в которой он жил. Поэтому, изучая произведения искусства можно сделать выводы о характере и особенностях целой исторической эпохи.

Искусство Древнего мира

В Древнем мире посредством наскальной живописи изображались животные, мамонты – объекты охоты. Таким образом люди пытались как бы подготовиться к предстоящему испытанию. Рисунки для них были чем-то вроде противника, на котором они отрабатывали свою технику ведения боя.

Конечно, с развитием общества, искусство тоже не стояло на месте. Открывались новые виды, придавались другие значения старым направлениям. С появлением государств и политики, искусство являлось то средством пропаганды, то способом восхваления лидера или военнослужащих, завоевавших новые земли для страны. В Античности искусство часто использовалось как инструмент пропаганды.

Искусство эпохи Средневековья

В условном Средневековье, авторы никогда не подписывали свои работы. Существовало убеждение о том, что всё прекрасное, сотворённое человек, он делает благодаря Богу. Это значит, что автором любого произведения является Бог.

Это отразилось и в архитектуре. Все здания того периода либо стремились к небесам, к Богу (готический стиль), либо ставили на колени своим могуществом (романский стиль) всё также перед Богом.

Искусство эпохи Возрождения

Позже с развитием и появлением такого явления как гуманизм, искусство начало видоизменятся. Авторы стали подписывать свои работы. Человек воспринимался личностью, которая имеет право на выбор, в том числе и в искусстве. Так, в значительной степени расширились тематики художественных произведений.

После католической контрреформации нужно было показать помпезность и красоту храмов. Так появился новый стиль в искусстве –барокко. Большее отражение данный стиль, конечно, нашёл в архитектуре и скульптуре. Работами Джованни Лоренцо Бернини не могут перестать восхищаться ценители искусства.

Также на развитие искусства повлияли государства и те люди, которые были у власти в то время. Так появился и классицизм, который часто называют стилем Людовика XIV во Франции.

Искусство в годы СССР

Во времена СССР писателей и художников «просили» выполнить государственный заказ на ту или иную тематику. Понятно, что во времена войны, это было нужно для поднятия боевого духа. Однако в остальное время – это всего лишь пропаганда и навязывание нужных и правильных ценностей.

Всё это подтверждается тем, что свобода слова и свобода выбора, о чём писать или что изображать, появилась только после смерти товарища Сталина, который раньше подавлял всякое инакомыслие.

Искусство – отражение эпохи и самовыражение

Таким образом можно прийти к выводу, что искусство и общество развивались одновременно. Люди выражали и выражают свои переживания и чувства посредством искусства. Можно сказать, что в любом художественном творении заключена та эпоха, в которую это произведение было создано.

Во все времена искусство выражало общезначимое: ценности, проблемы, вопросы. Что оно из себя представляет? Искусство – это самовыражение. Через него человеком передаётся его собственное ощущение мира и происходящего вокруг.

Как через субъективное восприятие может транслироваться общезначимое?

Каждое авторское произведение пропитано духом того времени, в котором жил его создатель. Вдохновившись происходящими событиями, испытав чувство боли, тревоги, любви, страданий от них, автор проецирует их в свои работы. Делает он это посредством символов и знаков. Человек, изучающий текст автора, благодаря эмпатии способен ощутить на себе те чувства и эмоции, которые автор закладывал при создании произведения.

Искусство в контексте культуры

Для того, чтобы правильно трактовать посыл автора, необходимо быть погружённым в определённый культурологический контекст.

При рассмотрении живописных произведений необходимо понимать, что колесо является символом солнца, нимб представляет собой символ святости, лилии и розы относятся к символам, обозначающим Деву Марию и т. п. Таким образом искусство заставляет человека развиваться за счёт, во-первых, понимание символов.

Обращаясь к кинематографу, для полного его понимания необходимо понимать принципы построения сюжета.

На примере фильма «Матрица» мы видим то, как братьями Вачовски, создавая «голливудский» фильм с хэппи-эндом, вложили в него двойной смысл. Он заключается в том, что каждый из нас является частью системы. Рассмотреть этот смысл возможно, только если знать особенности построения сюжета, углубляясь, исследуя его.

Это значит, что полное понимание определённых работ приходит к нам только благодаря углубленным знаниям в тех или иных сферах. Они подталкивают человека к саморазвитию и изучению чего-то нового для себя. Это бесконечный путь поисков чего-то нового.

«Я знаю только то, что ничего не знаю» – говорил Сократ.

Поэтому человек, углубляясь в изучение символов, образов, информации, необходимых для познания какого-то искусства, постепенно начинает задавать всё больше вопросов, его круг интересов растёт. Поэтому, открывая новые вопросы, он должен искать и ответы на них. А находя, он задаётся следующими вопросами и так далее.

Искусство саморазвития

Дени Дидро говорил, что «искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном».

Искусство – это средство связи людей (для связи между современниками, так и для связи современных людей с предшествующими поколениями). Неоценимая роль искусства в обществе состоит в том, что оно развивает в человеке чувство прекрасного, учить понимать всё, что нас окружает.

Благодаря искусству человек имеет возможность постоянно развиваться. Познав что-то одно, человек задаёт себе следующие и следующие вопросы. Разбираясь в искусстве, человек познаёт себя и окружающий мир, узнавая что-то новое, обращая внимание на старое (но обделённое вниманием).

У человека появляется возможность увидеть проблему, которую раньше он мог не замечать. Развиваясь самостоятельно и отвечая на вопросы, которые ставит перед человеком искусство, он через саморазвитие делает вклад в развитие общечеловеческого потенциала.

Роль искусства в развитии общества

Искусство поднимает вопросы, актуальные для всего общества.

На сегодняшний день существует множество театрализованных представлений о домашнем насилии. Есть, например, проблема замалчивания проблемы бытового насилия, принятия жертвами побоев как данности. Мы все знаем, что это происходит в реальности, но нам кажется, что это где-то далеко.

Благодаря искусству мы начинаем осознавать, что всё это находится где-то рядом, что это проблема не одного человека, а целого общества. Мы уже не спрашиваем себя: «А что ты делаешь, чтобы тебя не били?». Мы задаём вопрос: «Почему? Какое право имеет кто-то, чтобы унижать права другого человека?».

Искусство также заставляет нас задуматься о происходящем в мире, указывая на существующие в обществе проблемы, решая которые, не только человек, но и всё человечество становится лучше.

Л. Н. Толстой считал, что «искусство есть одно из средств единения людей».

С помощью песен, танцев, каждый народ стремился выразить своё понимание мира и жизни. В этом и раскрывается самобытность культуры. С каждым поколением оно всё более и более совершенствуется.

Уже сегодня нельзя представить себе жизнь без кинофильмов, художественных выставок, театров, музеев. Искусство учит смотреть на простые вещи под другим ракурсом. Во всех творениях нет одного определённого смысла. Каждый человек в них ищет что-то своё.

Искусство – это особое видение мира и способность показать его таковым, каким он является. Роль искусства в обществе состоит в том, что оно воспитывает бережное отношение к традициям и обычаям своего народа.

+3

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *