Постмодернистская концепция начала играть важную роль в белорусской культуре 90-х годов XX века. Белорусское искусство постсоветской эпохи характеризуется постмодернистским плюрализмом. Это была характерная черта белорусской литературы и всех видов белорусского искусства последнего десятилетия XX века.
Белорусская литература и искусство новых форм художественно-образного осмысления действительности
Свои творческие поиски белорусские писатели сосредоточили на осмыслении сложных проблем социально-экономического и культурного развития Беларуси. Писатели стали глубже раскрывать внутренний мир человека, отстаивать общечеловеческие ценности (В. Быков, С. Граховский, А. Звонок, С. Законников, А. Лойка, В. Адамчик, А. Жук, В. Сёмуха и др.). Среди произведений искусства – роман И. Чигринова «Возвращение к вине», «Злая звезда» И. Шамякина, «Стужа» В. Быкова и др.
Интересные работы на тему прошлого опубликовали В. Орлов, К. Тарасов, А. Лойка, В. Ковтун, Я. Миклашевский и другие исследователи. Анализ литературы 90-х годов показывает, что белорусские прозаики в то время продолжали искать новые формы художественно-образного осмысления действительности («Милосердие плахи» Р. Барадулина (1992), «Горький жёлудь» П. Панченко (1988), произведения М. Танка, А. Велюгина и др.).
Театры Беларуси на рубеже тысячелетия
Развитие белорусского театра в 90-е годы ХХ века отмечены определёнными чертами, обусловленными рождением Республики Беларусь:
- государственной поддержкой национальных театров;
- исчезновением цензуры;
- появлением частных театров;
- зарождением фестивального движения.
Жанр исторической драмы («Страсти по Авдею» В. Бутромеева, «Тутэйшыя» Я. Купалы, «Барбара Радзивилл» Р. Боровиковой, постановки В. Дунина-Марцинкевича, И. Чигринова и др.).
Музыкальная жизнь и музыкальное белорусское искусство постсоветской эпохи
Музыкальная жизнь Беларуси 90-х поражает своим накалом. Это связано с деятельностью коллективов и солистов Белорусской государственной филармонии, Национального академического театра оперы и балета Беларуси, Государственного театра музыкальной комедии, Государственного концертного оркестра под руководством М. Финберга.
В 1990-х годах активно действовали Белорусская государственная филармония и её симфонический оркестр (фестивали: «Минская весна», «Возрождение Белорусской капеллы», «Белорусская музыкальная осень» и др.).
Среди новых крупных произведений оперного театра были: «Мастер и Маргарита» Я. Глебова, «Князь Новогрудский» А. Бондаренко, «Визит дамы» С. Кортеса и другие. Белорусский театр оперы и балета получил мировую известность.
В этот период Беларусь вышла на международную арену не только в области традиционных жанров и направлений (балет, опера, музыкальный фольклор, песенная эстрада), но и в области современного авангарда, экспериментальной музыки.
Конкурсы и международные фестивали в Беларуси в конце XX в.
В 1990-х годах в Беларуси огромную популярность начали приобретать международные фестивали и конкурсы. Среди них – фестиваль экспериментальных театров в Минске «Рождество» (1991 г.), фестиваль сольных спектаклей «Я» в Минске (1993 г.), музыкальный фестиваль «Славянский базар» в Витебске (с 1992 г.), фестиваль духовной (христианской) музыки «Магутны Божа» в Могилёве (с 1992 г.) и другие. С 1999 году белорусские музыканты дебютировали на Всемирных днях музыки.
Выход на международную арену стал важнейшим достижением культуры независимой Беларуси. Этому способствовали такие организации, как «Белорусское общество дружбы и культурной связи с зарубежными странами», а также «Белорусский культурный фонд».
Изобразительное белорусское искусство постсоветской эпохи (90-е гг. ХХ в.)
Белорусская живопись 90-х годов ХХ века – это по сути продолжение процессов, начатых в предыдущем десятилетии. Новое поколение художников оказалось более духовно свободным и способным беспристрастно воспринимать современные тенденции мирового искусства.
На смену искусству темы пришло искусство метафоры и концепта. На смену мозаике реалий социалистической действительности пришла мозаика жизни в различных её проявлениях. Большая группа художников связала своё творчество с национальной культурной памятью, регионализмом. Исторические события имеют ярко выраженный национально-романтический уклон. Особое внимание уделяется религиозной тематике.
Вторая группа художников фокусируется на драматических реалиях сегодняшнего дня, особенно на экологических проблемах (Чернобыльская катастрофа). От традиционно-реалистического (М. Савицкий, В. Шматов, В. Гордиенко, Г. Ващенко и др.) до эмоционально-ассоциативного с использованием современного пластического языка (А. Марачкин, М. Селещук, А. Ксендзов, Л. Хобатов и т. д.). Гармония провинциальных уголков Беларуси привлекает внимание таких художников, как Г. Скрыпниченко, Б. Казаков, В. Шкаруба, И. Исайонак, Ф. Янушкевич, К. Качан и других.
Белорусское изобразительное искусство также выходит на международную арену. Так, например, в 2000-м году работа белорусского художника В. Шматова «Мать» была избрана для украшения одного из залов Европейского парламента после того, как была показана на выставке в Брюсселе, посвящённая Чернобылю. В 1994 году в Витебске прошёл Первый международный художественный пленэр Марка Шагала. С 1996 года в Могилёве проводится Международный художественный пленэр Витольда Бялыницкого-Бирули.
Культура и искусство Республики Беларусь в конце XX в.: основные приоритеты развития
Плодотворное развитие культуры в Беларуси было обусловлено решением следующих задач, которое государство и общество поставили перед собой:
- демократизация управления культурой;
- укрепление самодеятельности в культурной деятельности;
- преемственность и неразрывность традиций;
- опора на общечеловеческие ценности, культурное и историческое наследие нашего народа;
- создание условий для сохранения и популяризации ценностей белорусского национального наследия;
- равноправное развитие культур представителей других национальностей, проживающих в Беларуси;
- гуманизация, усиление личностного содержания социальной и культурной деятельности;
- лучшее научное и кадровое обеспечение белорусской культуры, научная разработка проблем её развития;
- установление и развитие широких внешних культурных связей Беларуси с зарубежными партнёрами;
- постоянная работа научных и образовательных учреждений, творческих союзов и объединений по прогнозированию развития белорусской культуры.
Культурная политика Беларуси и белорусское искусство постсоветской эпохи
Однако развитие и реализация культурной политики в Беларуси были тогда неоднозначны и противоречивы. С одной стороны, декларировались задачи создания правовых, материально-технических и финансовых условий для развития национальной культуры.
В то же время большая часть культуры приходила в упадок, культурные учреждения закрывались, сокращался штат сотрудников, финансирование и т. д. Усиливающийся административный диктат, идеологическое давление, нехватка средств мешали сотрудникам и учреждениям культуры реализовать свой творческий потенциал.